РП ПТ 6-7, 136 часов

Муниципальнtlе бrодлсетное общеобразовательное учреждение
(Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- иIIтернат для
учащихсrI,
воспитанников с ограниченными возмож}Iос,гями здоровья Чайковского городского
округа)
согласовано
Зам.дир.по УВР

Рассмотрена на
педагогическом совете

//4/оганичеваН.В.
--- ?r luzJг,
"

Протоко'lr Nл

lйа/

от 
llll1llI,I,IlI)ol]ilIllI0i't ocrIttlзlltl1-1 обIrlеобll:tзtltl:t
обу,чitltl пцlIхсlt с vпtс'гtlсtllItlii

t

e;It,lttlii trpol pllttltl,t llб рltзоtlit

lt tt tt

ttlclil.Illcl|,Ill (I!IIlс.п.lчlil),21.IьIIы}IIl IIal)),lllclllIrlrtll),
BapllttltT 2

6

-

7 класс-комплект

202З12024 учебlлый год

Учиr,еlrь: Зztякиllа Ирина Алексtrндlровrtа

r,LIай lсtlвсItиr.j" 2()2З

Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка………………………………………………………...………..3
Описание места учебного предметаи в учебном плане…………..…………….……..4
Личностные и предметные результаты…………………………………………….…..4
Содержание учебного предмета ………………………….…………...……………….6
Календарно-тематическое планирование………………………………………...…..10
Контрольно – измерительные материалы………………………………………….…21
Материально-техническое обеспечение………………………………………...……21
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………….……..21
Лист корректировки календарно-тематического планирования…………………...23

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ ЧГО
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее АООП УО(И/Н));
Целью изучения учебного предмета «Профильный труд» по профилю трудовой
подготовки «Производство керамических изделий (гончар)» является подготовка
обучающихся и с умеренной, умственной отсталостью к доступной трудовой
деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков
работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и
технологий по изготовлению различных изделий.
Используемый учебно-методический комплект (учебник, методическое пособие)
1. Буланцева О.Н. Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки
«Производство керамических изделий (гончар)». 6 класс: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
О.Н. Буланцева / - Москва, ИКП РАО. - 2022. - 113 с.
2. Буланцева О.Н., Козлова Е.В., Хусаинова П.Н., Соловьева С.В. Технология.
Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Производство керамических изделий
(гончар)». 6 класс: метод. пособие для учителей общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / О.Н. Буланцева, Е.В. Козлова,
П.Н. Хусаинова, С.В. Соловьева / - Москва, ИКП РАО. - 2022. - 54 с.
Особенности организации образовательного процесса по предмету
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в
ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение
доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации
трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой
деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающиеся
знакомятся с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием,
учатся соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся
постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционнотехнических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат).
Обучающийся учатся организовывать свое рабочее место в соответствии с
используемыми
материалами,
инструментами,
оборудованием.
С
помощью
педагогического работника (или самостоятельно) он проводит анализ образца (задания) с
опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по
изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает
полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у
обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют
выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу
в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в
установленные сроки.

В процессе освоения профиля обучающиеся знакомятся с историей развития керамики,
её ролью в жизни общества. Знакомятся с понятием цветоведения и учатся правильно
сочетать цвета, узнают об инструментах и материалах, используемых в керамическом
производстве. Осваивают основные навыки лепки, различные способы декорирования и
росписи изделий, учатся выполнять творческие работы. В ходе работы, обучающиеся
учатся рационально использовать материалы, организовывать рабочее место, что приучает
их к дисциплине. Освоение профиля предусматривает использование фронтальной,
индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Особым приёмом при
организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так
называемых «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и особенностей.
Специальные условия
 Охранительный педагогический режим.
 Использование здоровьесберегающих технологий.
 Дозирование физической нагрузки.
 Проведение физкульт пауз с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область «Технология», учебный предмет «Профильный труд», профиль
трудовой подготовки «Керамика».
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общее
количество часов на изучение учебного предмета «Профильный труд» в 6 и 7 классах
составляет 68 часов (2 часа в неделю). Образовательная организация вправе увеличить
объем часов, отводимых на освоение учебного предмета, за счет части адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), формируемой участниками
образовательных отношений.
В итоге общее количество часов на изучение учебного предмета «Профильный труд» в
6 и 7 классах составляет 136 часов (4 часа в неделю).
Класс
6 класс
7 класс

Часов в неделю
4
4

Часов в год
136
136

Личностные и предметные результаты
Предметные результаты:
1. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и
освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
2. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
3. Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
4. Умение соблюдать технологические процессы, например, изготовление изделий из
пластилина, глины и других, с учетом особенностей региона.
5. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени,
оценивать результаты своего труда.
6. По итогам освоения профиля обучающиеся могут изготовить простое изделие из
керамики и декорировать его.

Личностные результаты:
1. Интерес
к
овладению
доступными
профильными,
прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности.
2. Обогащение положительного опыта и установка на активное использование
освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального
развития и помощи близким.
3. Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Содержание учебного предмета
№
1.

2.

3.

4.

Содержание
Керамика как одно из древнейших ремёсел. Краткие исторические сведения, история развития
керамики. Возникновение и развитие промысла в Древней Руси. Керамическая посуда Древней Руси
(горшок, братина, жаровня, кондюшка, канопка, кашник, ендова). Сведения о том, как и в каких областях
России, применяют глину разные народы. Керамика России: Дымковская игрушка, Гжель, Абашевская
игрушка, Скопинский промысел.
Инструменты,
Назначение и устройство инструментов для выполнения гончарных работ. Классификация
используемые в гончарном инструментов по назначению: скребки и режущие инструменты (гончарная игла, режущая проволока,
деле
фреза-развертка, гончарный нож, резиновый скребок, шпатель, рашпиль, проволочные или петельные
приспособления). Инструменты для создания формы (скалка, турнетка, роликовые направляющие,
деревянные стеки, скребки, кронциркуль, деревянные ложки и шпатели). Инструменты декорирования
(губки, кисти, распылители, самодельные приборы для формирования, текстурирования и теснения).
Гончарный круг. Промышленный фен. Техника безопасности при работе с инструментами во время
работы с мате- риалами. Правила работы с инструментами на уроках.
Материаловедение
Глина и её состав. Где берут глину? Происхождение глины. Типы глины (фаянс, красная глина, желтая
глина, керамика, фарфор). Различие глины по цвету (желтая, коричневая, синяя, зеленоватая, черная
окраска породы). Классификация глины по составу, по происхождению, по окраске, по практическому
использованию. Свойства глины (пластичность, огнеупорность, вязкость, усушка, пористость, набухание).
Пластилин, свойства пластилина. Сравнение свойств пластилина и глины. Гипс, основные свойства гипса.
Характеристики гипса. Преимущества гипса при изготовления керамических изделий. Недостатки гипса.
Шликер жидкая суспензия на основе глины. Техника безопасности при работе с глиной, гипсом,
пластилином.
Технология
лепки
Основные способы лепки: конструктивный (создание изделия из отдельных частей); скульптурный
простых форм вручную
(лепка изделия из цельного куска); комбинированный (лепка части изделия (основы) из целого куска,
лепка отдельных частей изделия и прикрепление их к основе); модульный (составление объёмной
мозаики или конструирование из отдельных одинаковых элементов (модулей). Виды лепки: предметная
лепка применяется для изображения отдельных предметов (животных, людей, мебели); сюжетная лепка
предполагает создание не одного предмета, а целой истории; декоративная лепка знакомит с народ- ным
прикладным искусством и его видами.
Приемы лепки: разминание (надавливание руками или пальцами на кусочек пластилина); скатывание
(формирование шариков больших и маленьких при помощи круговых движений между прямыми
Краткие
сведения

Раздел
исторические

5.

Основы цветоведения

6.

Основы росписи изделий

ладонями); раскатывание (формирование из материала фигур цилиндрической формы разного размера
путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями); сплющивание (сжимание,
сплющивание материала между двумя пальцами-большим и указательным или между ладонями);
вдавливание (прикрепление фрагментов изделия путем нажатия пальцев); прищипывание (большим и
указательным пальцами оттягивается небольшой край изделия и заостряется); вытягивание или
заострение (оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев
«колбаски» одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца); отщипывание (отделение от
большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки).
Инструменты для ручной лепки изделий. Техника безопасности с инструментами при лепке вручную.
Проведение инструктажа по правилам работы. Выполнение практической работы по изготовлению
изделий вручную с использованием основных приёмов лепки: шара, овала, конуса.
Способы получения шара – раскатывание между ладонями круговыми движениями; раскатывание
круговыми движениями одной ладонью на твёрдой поверхности; круговыми движениями между большим
и указательным пальцами или пальцем на твёрдой поверхности (получение маленьких шариков). Способы
преобразования шарообразной формы (слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать; оттянуть с одной
стороны; раскатать в конус; сплющить между ладонями в диск; сплющить с одной стороны в полусферу;
сделать углубление пальцами или карандашом). Создание конуса. Базовая форма конуса из шара (шар
кладётся на доску, и перекатывают одну поло- вину шара в направлении туда-сюда). Оправка
(заглаживание поверхностей вылепленных изделий).
Цветоведение – наука о цвете, где все видимые нами цвета делятся на цветные или хроматические,
бесцветные или ахроматические. Ахроматические цвета (черный, белый, все оттенки серого).
Хроматические цвета (все цвета солнечного спектра, основными из которых являются синий, красный и
желтый). Промежуточные цвета. Теплые цвета (желтый, оранжевый, красный). Холодные цвета (зеленый,
синий, фиолетовый). Радуга – оптическое явление, вызванное взаимодействием солнечного света и капель
воды в атмосфере. Семь цветов радуги. Спектральные цвета. Свойство цвета. Правила составления
цветовых сочетаний. Одноцветная гармония. Правила работы в гончарной мастерской по работе с
красками. Выполнение практической работы в составлении гармоничных цветовых сочетаний по образцу.
Материал: бумага, гуашь, кисти № 1-6, образец. Получение промежуточного цвета путем смешивания
двух основных цветов. Оценка качества готовой работы (сравнение качества готового изделия с
образцом). Установление причин успеха или неудач при выполнении смешивания цветов. Корректировка
действий для преодоления ошибок при работе с направляющей помощью учителя. Организация уборки
инструментов и своего рабочего места.
Знакомство с основными положениями, касающимися природы, специфики, истории, технологических

7.

особенностей, приемов и методов выполнения художественного оформления. Понятие художественной
росписи. Краткие сведения о наиболее известных народных росписях (гжельской, дымковской), их
особенности. Материалы и инструменты, необходимые для росписи изделия. Основной материал для
росписи – краски (масляные, темперные, гуашевые, акварельные краски, анилиновые красители). Круглые
беличьи кисти разных размеров №1-6, губки, емкости для воды, салфетки, бумага, карандаш В.,
промышленный фен, палитра для смешивания краски (белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла,
крышка).
Гжель – роспись, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками
рисуются на белом фоне. Основные предметы, на которые наносится гжельская роспись (посуда, вазы,
статуэтки, чайники). Выполнение практической работы. Проведение инструктажа по правилам работы в
гончарной мастерской при работе по росписи предмета. Выполнение эскиза гжельской росписи по форме
расписываемого предмета гуашью. Размер росписи соответствует размеру предмета. Изучение
характерных особенностей выполнения гжельской росписи. Выполнение росписи чашки красками по
подготовленному эскизу: перевод эскиза на плоскость листа по форме композиции; заливка цветом
основных плоскостей; подмалевка элементов; декорирование работы. Просмотр работ, обсуждение,
самооценка.
Дымковская роспись как сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Элементы
дымковской росписи: ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются
поверх уже нанесенного узора. Выполнение практической работы. Проведение инструктажа по правилам
работы в гончарной мастерской по работе с росписью изделия. Изучение характерных особенностей
выполнения Дымковской росписи. Выполнение эскиза дымковской росписи по форме расписываемого
предмета гуашью. Размер росписи соответствует размеру предмета.
Выполнение росписи тарелки красками по подготовленному эскизу: перевод эскиза на плоскость листа
по форме композиции; заливка цветом основных плоскостей; подмалевка элементов; декорирование работы. Просмотр работ, обсуждение, самооценка.
Технология изготовления
Понятие сосуда. Назначение сосудов. Классификация сосудов. Бытовые сосуды (столовые, кухонные,
сосудов
тарные или хозяйственные). Общая классификация керамических сосудов по признакам: форма и
орнамент. Базовые формы сосудов: миска, горшок, кувшин. Базовые орнаменты: геометрический,
фигуративный. Форма сосудов на основе детализации морфологии сосуда: дно, тулово, горлышко,
венчик. Знакомство со способами моделирования сосудов: из целого куска способом выбирания стекой
(комку придают форму желаемого сосуда и с помощью стеки удаляют материал из горловины) и ручное
вытягивание сосуда. Декорирование сосуда. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании
и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Виды орнамента по способам его

8.

9.

изготовления: штампованный, налепной, прорезной, расписной. Выполнение практической работы.
Инструктаж по правилам работы. Подбор и подготовка инструментов для работы. Изготовление сосуда
способом выбирания. Изготовление сосуда из целого куска путем ручного вытягивания. Просмотр работ,
обсуждение, самооценка.
Отделка изделий
Понятие отделки. Виды отделок. Инструменты и приспособления для отделки изделий: палитра для
подготовки красок для прокраски, металлический шпатель для смешивания красок, кисти различной
толщины (колонковые, беличьи), иголки на деревянной ручке для накалывания и прочистки рисунка на
поверхности изделия, заточенные карандаши, листы кальки или копировальной бумаги для перевода
рисунка, турнетка для отводки на изделии в виде полосы или ленты, промышленный фен, скульптурные
стеки, стеки-петельки, штампы, накатки, дощечка-подставка. Тиснение как тип отделки в виде оттиска
или продавливания на поверхности какого-либо узора. Накатки для тиснения.
Штампы для тиснения. Штампик как инструмент для нанесения узоров. Использование вместо
штампов различных предметов: морские раковины, камни, древесная кора, жёлуди, шишки, каштаны.
Выполнение практической работы. Повторение техники безопасности по работе с инструментами при
отделке изделия способом тиснения. Обучающиеся осваивают простейшие приемы декоративной отделки
изделий – тиснение. Тиснение осуществляют пальцами и с помощью различных штампиков путем
нанесения их на пласт, вдавливания или пропечатывания узоров. Оценка качества готового изделия.
Установление причин успеха или неудач при изготовлении изделия. Корректировка действий для
преодоления ошибок с направляющей помощью учителя. Лепные украшения: жгуты, шарики, бусины,
катыши, листики, которые делают руками и пальцами на гладкой доске. Практические упражнения.
Повторение техники безопасности по работе с инструментами при отделке изделия способом налепных
узоров. Обучающиеся осваивают простейшие приемы декоративной отделки изделий налепным
способом. Оценка качества готового изделия. Установление причин успеха или неудач при изготовлении
изделия. Корректировка действий для преодоления ошибок при изготовлении бус с направляющей
помощью учителя.
Технология изготовления
Понятие сувениров. Технология изготовления украшений: пуговиц, бус, браслетов, брелоков, кулонов.
сувениров и украшений
Повторение видов отделки. Элементы тиснения.
Материалы, инструменты и принадлежности, используемые для оформления сувениров и украшений:
глина в брикетах (на упаковке должно быть указано, что ее можно обжигать в домашней духовке),
зубочистки, кисточка, краски, промышленный фен. Проведение инструктажа по правилам работы в
гончарной мастерской. Выполнение практической работы по изготовлению бус ручной лепкой:
подготовка рабочей поверхности (накрыть стол клеенкой, поставить рядом миску с водой, положить
полотенца), проминание глины руками, отбивка, раскатывание пласта в тонкий жгут, нарезание ножом

небольших одинаковых кусочков, формирование бусин необходимой формы (овальные, круглые,
квадратные), формирование отверстий в бусинах при помощи зубочистки, оформление узоров на бусинах,
просушка бусин промышленным феном, покраска бусин. Оценка качества готового изделия.
Установление причин успеха или неудач при изготовлении изделия. Корректировка действий для
преодоления ошибок при изготовлении бус с направляющей помощью учителя.
Итого:

10.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Количество часов
Теоретическая Практическая
часть
часть

1.
2.

Древнейшая
керамика,
античная керамика.

3.
4.

Возникновение и развитие 1
гончарного промысла в 0,5
Древней Руси.
Керамическая
посуда 1
Древней Руси. Применение
глины народами России.
Гжель.
1
Скопинский промысел.
1
Дымковская игрушка.
1
Филимоновская игрушка.
1
Каргопольская игрушка.
1
Абашевская игрушка.
1
Керамика России.
1
Инструменты,
1
используемые в гончарном
деле.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

1
0,5

0,5

Содержание занятия

Керамика как одно из древнейших ремёсел. Краткие
исторические сведения, история развития керамики. Древнейшая
керамика, античная керамика: вазы стиля «камарес», кратер, килик,
амфора.
Возникновение и развитие промысла в Древней Руси.

0,5
Керамическая посуда Древней Руси (горшок, братина, жаровня,
кондюшка, канопка, кашник, ендова). Сведения о том, как и в каких
областях России, применяют глину разные народы.
Гжель.
Скопинский промысел.
Дымковская игрушка.
Филимоновская игрушка.
Каргопольская игрушка.
Абашевская игрушка.
Обобщающее занятие.
Названия и назначение и устройство инструментов для
выполнения гончарных работ.

14.

15.

16.

17.

18.
19.
20.

21.
22.

23.

24.
25.
26.

Названия
инструментов
для выполнения гончарных
работ.
Назначение и устройство
инструментов
для
выполнения
гончарных
работ.
Классификация
инструментов
по
назначению.
Классификация
инструментов
по
назначению.
Инструменты для создания
формы.
Инструменты для создания
формы.
Инструменты
декорирования
керамических изделий.
Гончарный круг.
Подготовка
рабочего
места. Уборка рабочего
места.
Техника
безопасности
при
работе
с
инструментами.
Материаловедение.
Пластилин.
Материаловедение. Глина.

1

1

Классификация инструментов по назначению: скребки и
режущие инструменты (гончарная игла, режущая проволока, фрезаразвертка, гончарный нож, резиновый скребок, шпатель, рашпиль,
проволочные или петельные приспособления).

1

1

Инструменты для создания формы (скалка, турнетка, роликовые
направляющие, деревянные стеки, скребки, кронциркуль,
деревянные ложки и шпатели).

1
1
1

1
0,5

1

1
1

Происхождение и состав 1
глины.

0,5

Инструменты декорирования (губки, кисти, распылители,
самодельные приборы для формирования, текстурирования и
теснения).
Гончарный круг.
Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места.
Техника безопасности при работе с инструментами во время
работы. Правила работы с инструментами на уроках.
Пластилин, свойства, виды и разновидности, происхождение и
применение.
Глина, свойства, виды и разновидности, происхождение, добыча
и применение.
Глина и её состав. Где берут глину? Происхождение глины.

27.

Типы глины.

28.

Различие глины по цвету.

0,5

0,5

29.

Классификация глины.

0,5

0,5

30.

Свойства глины.

0,5

0,5

0,5

0,5

Сравнение
свойств
пластилина и глины.
32. Гипс,
основные
характеристики гипса.
31.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Правила
безопасной
работы с материалами.
Материаловедение.
Основные способы лепки
простых форм
Основные способы лепки
простых форм
Основные способы лепки
простых форм
Виды лепки
Виды лепки
Виды лепки
Виды лепки

42.
43.

Приемы лепки
Приемы лепки

44.
45.
46.

Приемы лепки
Приемы лепки
Приемы лепки

1

Гипс, основные свойства гипса. Характеристики гипса.
Преимущества гипса при изготовления керамических изделий.
Недостатки гипса.
Техника безопасности при работе с глиной, гипсом, пластилином.

1

1
1
1
0,5

0,5
1

1
1
1
1
1
0,5

Типы глины (фаянс, красная глина, желтая глина, керамика,
фарфор).
Различие глины по цвету (желтая, коричневая, синяя,
зеленоватая, черная окраска породы).
Классификация глины по составу, по происхождению, по
окраске, по практическому использованию.
Свойства глины (пластичность, огнеупорность, вязкость, усушка,
пористость, набухание).
Сравнение свойств пластилина и глины.

0,5
1
1
1

Обобщающее занятие.
Основные способы лепки: конструктивный (создание изделия из
отдельных частей); скульптурный (лепка изделия из цельного
куска); комбинированный (лепка части изделия (основы) из целого
куска, лепка отдельных частей изделия и прикрепление их к
основе); модульный (составление объёмной мозаики или
конструирование из отдельных одинаковых элементов (модулей).
Виды лепки: предметная лепка применяется для изображения
отдельных предметов (животных, людей, мебели); сюжетная лепка
предполагает создание не одного предмета, а целой истории;
декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством
и его видами.
Приемы лепки: разминание (надавливание руками или пальцами
на кусочек пластилина); скатывание (формирование шариков
больших и маленьких при помощи круговых движений между
прямыми ладонями); раскатывание (формирование из материала
фигур цилиндрической формы разного размера путем раскатывания
его движениями вперед-назад между прямыми ладонями);

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

Приемы лепки

Инструменты для ручной 1
лепки изделий и техника
безопасности при работе с
ними
Инструменты для ручной 1
лепки изделий и техника
безопасности при работе с
ними
Практическая
работа
«Изготовление шара, овала,
конуса вручную»
Практическая
работа
«Изготовление шара, овала,
конуса вручную»
Практическая
работа
«Изготовление шара, овала,
конуса вручную»
Практическая
работа
«Изготовление шара, овала,
конуса вручную»
Практическая
работа
«Изготовление шара, овала,
конуса вручную»

1

сплющивание (сжимание, сплющивание материала между двумя
пальцами-большим и указательным или между ладонями);
вдавливание (прикрепление фрагментов изделия путем нажатия
пальцев); прищипывание (большим и указательным пальцами
оттягивается небольшой край изделия и заостряется); вытягивание
или заострение (оттягивание пальцами края шарика или
дополнительное раскатывание одного из краев «колбаски» одним
или двумя-тремя пальцами до получения острого конца);
отщипывание (отделение от большого куска небольших кусочков
при помощи большого и указательного пальцев руки).
Инструменты для ручной лепки изделий. Техника безопасности с
инструментами при лепке вручную. Проведение инструктажа по
правилам работы.

1

Выполнение практической работы по изготовлению изделий
вручную с использованием основных приёмов лепки: шара, овала,
конуса.
Способы получения шара – раскатывание между ладонями
круговыми движениями; раскатывание круговыми движениями
одной ладонью на твёрдой поверхности; круговыми движениями
между большим и указательным пальцами или пальцем на твёрдой
поверхности (получение маленьких шариков).
Способы преобразования шарообразной формы (слегка вытянуть
с обеих сторон и раскатать; оттянуть с одной стороны; раскатать в
конус; сплющить между ладонями в диск; сплющить с одной
стороны в полусферу; сделать углубление пальцами или
карандашом).
Создание конуса. Базовая форма конуса из шара (шар кладётся на
доску, и перекатывают одну половину шара в направлении туда-

1

1

1

1

55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

66.

67.

68.

69.

70.

Практическая
работа
«Изготовление шара, овала,
конуса вручную»
Цветоведение – наука о
цвете
Цветоведение – наука о
цвете
Ахроматические цвета
Хроматические цвета
Хроматические цвета
Промежуточные цвета
Теплые цвета
Холодные цвета
Радуга.
Семь
цветов
радуги
Спектральные цвета
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»

1

сюда). Оправка
изделий).

(заглаживание

поверхностей

вылепленных

Цветоведение – наука о цвете, где все видимые нами цвета
делятся на цветные или хроматические,
бесцветные или
ахроматические.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

Ахроматические цвета (черный, белый, все оттенки серого).
Хроматические цвета (все цвета солнечного спектра, основными
из которых являются синий, красный и желтый).
Промежуточные цвета.
Теплые цвета (желтый, оранжевый, красный).
Холодные цвета (зеленый, синий, фиолетовый).
Радуга – оптическое явление, вызванное взаимодействием
солнечного света и капель воды в атмосфере. Семь цветов радуги.
Спектральные цвета. Свойство цвета. Правила составления
цветовых сочетаний. Одноцветная гармония. Правила работы в
гончарной мастерской по работе с красками.
Выполнение практической работы в составлении гармоничных
цветовых сочетаний по образцу. Материал: бумага, гуашь, кисти №
1-6, образец. Получение промежуточного цвета путем смешивания
двух основных цветов. Оценка качества готовой работы (сравнение
качества готового изделия с образцом). Установление причин
успеха или неудач при выполнении смешивания цветов.
Корректировка действий для преодоления ошибок при работе с
направляющей
помощью
учителя.
Организация
уборки
инструментов и своего рабочего места.

71.

72.

73.

74.
75.

Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Практическая
работа
«Составление гармоничных
цветовых сочетаний»
Понятие художественной 1
росписи
Понятие художественной 1
росписи

1

1

1
Знакомство с основными положениями, касающимися природы,
специфики, истории, технологических особенностей, приемов и
методов выполнения художественного оформления. Понятие
художественной росписи. Краткие сведения о наиболее известных
народных росписях (гжельской, дымковской), их особенности.
Материалы и инструменты, необходимые для росписи изделия.
Основной материал для росписи – краски (масляные, темперные,
гуашевые, акварельные краски, анилиновые красители). Круглые
беличьи кисти разных размеров №1-6, губки, емкости для воды,
салфетки, бумага, карандаш В., промышленный фен, палитра для
смешивания краски (белое блюдце, кафельная плитка, кусок
оргстекла, крышка).
Гжель – роспись, при которой растительные орнаменты разных
оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне.
Основные предметы, на которые наносится гжельская роспись
(посуда, вазы, статуэтки, чайники).

Материалы и инструменты 1
для росписи изделия
77. Материалы и инструменты 1
для росписи изделия
76.

78.
79.
80.
81.
82.

83.

Особенности
Гжельской 1
росписи
Особенности
Гжельской 1
росписи
Особенности
Гжельской 1
росписи
Особенности
Гжельской 1
росписи
Практическая
работа
«Выполнение
гжельской
росписи по эскизу»
Практическая
работа

1

1

Выполнение практической работы. Проведение инструктажа по
правилам работы в гончарной мастерской при работе по росписи
предмета. Выполнение эскиза гжельской росписи по форме
расписываемого предмета гуашью. Размер росписи соответствует

84.

85.

86.

87.

88.
89.
90.
91.

«Выполнение
гжельской
росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение
гжельской
росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение
гжельской
росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение
гжельской
росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение
гжельской
росписи по эскизу»
Особенности Дымковской
росписи
Особенности Дымковской
росписи
Особенности Дымковской
росписи
Особенности Дымковской
росписи

Практическая
работа
«Выполнение Дымковской
росписи по эскизу»
93. Практическая
работа
«Выполнение Дымковской
росписи по эскизу»
94. Практическая
работа
«Выполнение Дымковской
92.

1

1

размеру
предмета.
Изучение
характерных
особенностей
выполнения гжельской росписи. Выполнение росписи чашки
красками по подготовленному эскизу: перевод эскиза на плоскость
листа по форме композиции; заливка цветом основных плоскостей;
подмалевка элементов; декорирование работы. Просмотр работ,
обсуждение, самооценка.

1

1
Дымковская роспись как сочетание кругов, зигзагов, строгих
прямых или волнистых линий. Элементы дымковской росписи:
ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые
наклеиваются поверх уже
нанесенного узора. Выполнение практической работы.
Проведение инструктажа по правилам работы в гончарной
мастерской по работе с росписью изделия. Изучение характерных
особенностей выполнения Дымковской росписи. Выполнение
эскиза дымковской росписи по форме расписываемого предмета
гуашью. Размер росписи соответствует размеру предмета.

1
1
1
1

1

1

1

Выполнение росписи тарелки красками по подготовленному
эскизу: перевод эскиза на плоскость листа по форме композиции;
заливка цветом основных плоскостей; подмалевка элементов;
декорирование работы. Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

95.

96.

97.

98.
99.
100.
101.

росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение Дымковской
росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение Дымковской
росписи по эскизу»
Практическая
работа
«Выполнение Дымковской
росписи по эскизу»
Понятие
сосуда.
Назначение сосудов
Понятие
сосуда.
Назначение сосудов
Классификация
форм
глиняной посуды
Классификация
форм
глиняной посуды
Бытовые сосуды
Бытовые сосуды

1

1

1

1

Понятие сосуда. Назначение сосудов. Классификация сосудов.
Бытовые сосуды (столовые, кухонные, тарные или хозяйственные).

1
1

Общая классификация керамических сосудов по признакам:
форма и орнамент.

1
1
1

Базовые формы сосудов: миска, горшок, кувшин. Базовые
орнаменты: геометрический, фигуративный.

104. Форма сосудов на основе 1
детализации
морфологии
сосуда:
дно,
тулово,
горлышко, венчик
105. Форма сосудов на основе 1
детализации
морфологии
сосуда:
дно,
тулово,
горлышко, венчик
106. Форма сосудов на основе 1
детализации
морфологии
сосуда:
дно,
тулово,
горлышко, венчик

Форма сосудов на основе детализации морфологии сосуда: дно,
тулово, горлышко, венчик.

102.
103.

107. Способы моделирования
сосудов
108. Способы моделирования
сосудов
109. Декорирование сосуда
110. Декорирование сосуда
111. Базовые орнаменты
112. Базовые орнаменты
113. Виды
орнамента
по
способам его изготовления
114. Виды
орнамента
по
способам его изготовления
115. Понятие отделки.
116. Виды отделок.
117. Инструменты для отделки
изделий
118. Инструменты для отделки
изделий

Знакомство со способами моделирования сосудов: из целого
куска способом выбирания стекой (комку придают форму
желаемого сосуда и с помощью стеки удаляют материал из
горловины) и ручное вытягивание сосуда.
Декорирование сосуда.

1
1
1
1
1
1
1

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и
сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Виды орнамента по способам его изготовления: штампованный,
налепной, прорезной, расписной. Выполнение практической
работы. Инструктаж по правилам работы. Подбор и подготовка
инструментов для работы.
Понятие отделки.
Виды отделок.
Инструменты и приспособления для отделки изделий: палитра
для подготовки красок для прокраски, металлический шпатель для
смешивания красок, кисти различной толщины, иголки на
деревянной ручке для накалывания и прочистки рисунка на
поверхности изделия, заточенные карандаши, листы кальки или
копировальной бумаги для перевода рисунка, турнетка для отводки
на изделии в виде полосы или ленты, промышленный фен,
скульптурные стеки, стеки-петельки, штампы, накатки, дощечкаподставка.
Тиснение как тип отделки в виде оттиска или продавливания на
поверхности какого-либо узора. Накатки для тиснения.

1
1
1
1
1

119. Тиснение – тип отделки 1
изделия.
Накатки
для
тиснения.
120. Штампы для тиснения
1
121. Практическая
работа
«Выполнение
отделки
изделия в виде тиснения
122. Практическая
работа

1

Штампы для тиснения. Штампик как инструмент для нанесения
узоров. Использование вместо штампов различных предметов:
морские раковины, камни, древесная кора, жёлуди, шишки.
Выполнение практической работы. Повторение техники
безопасности по работе с инструментами при отделке изделия
способом тиснения. Обучающиеся осваивают простейшие приемы
декоративной отделки изделий– тиснение. Тиснение осуществляют

«Выполнение
отделки
изделия в виде тиснения

123. Практическая
«Выполнение
изделий
способом»
124. Практическая
«Выполнение
изделий
способом»

работа
отделки
налепным

1

работа
отделки
налепным

1

125. Понятие сувениров
126. Понятие сувениров
127. Технология изготовления
украшений: пуговиц, бус,
браслетов,
брелоков,
кулонов
128. Повторение видов отделки
129. Повторение видов отделки
130. Материалы
и
инструменты,
используемые
для
оформления сувениров и
украшений
131. Материалы
и
инструменты,
используемые
для
оформления сувениров и
украшений
132. Практическая
работа

1
1
1

пальцами и с помощью различных штампиков путем нанесения,
вдавливания или пропечатывания узоров. Оценка качества готового
изделия. Установление причин успеха или неудач при изготовлении
изделия. Корректировка действий для преодоления ошибок с
направляющей помощью учителя.
Лепные украшения: жгуты, шарики, бусины, катыши, листики,
которые
делают руками и пальцами на гладкой доске.
Практические упражнения. Повторение техники безопасности по
работе с инструментами при отделке изделия способом налепных
узоров. Обучающиеся осваивают простейшие приемы декоративной
отделки изделий налепным способом. Оценка качества готового
изделия. Установление причин успеха или неудач при изготовлении
изделия. Корректировка действий для преодоления ошибок при
изготовлении бус с направляющей помощью учителя.
Понятие сувениров.
Технология изготовления украшений: пуговиц, бус, браслетов,
брелоков, кулонов.
Повторение видов отделки. Элементы тиснения.

1
1

Материалы, инструменты и принадлежности, используемые для
оформления сувениров и украшений: глина в брикетах (на упаковке
должно быть указано, что ее можно обжигать в домашней духовке),
зубочистки, кисточка, краски, промышленный фен. Проведение
инструктажа по правилам работы в гончарной мастерской.

1

1

1

Выполнение практической работы по изготовлению изделия

133.
134.
135.
136.

«Изготовление игрушки»
Практическая
работа
«Изготовление игрушки»
Практическая
работа
«Изготовление игрушки»
Практическая
работа
«Изготовление игрушки»
Практическая
работа
«Изготовление игрушки»

1
1
1
1

ручной лепкой: подготовка рабочей поверхности (накрыть стол
клеенкой, поставить рядом миску с водой, положить полотенца),
Оценка качества готового изделия. Установление причин успеха
или неудач при изготовлении изделия. Корректировка действий для
преодоления ошибок при изготовлении бус с направляющей
помощью учителя.

Контрольно – измерительные материалы
Итоги текущего контроля освоения учебного предмета подводятся с периодичностью: по

итогам полугодия
(январь) и итогам учебного года. Итоги текущего контроля
успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным
направлениям тематического планирования, результаты фиксируются в таблице.
Содержание таблицы варьируется с учетом психофизических особенностей учащихся и их
способности к обучению.
1
2
полугодие полугодие

10.2. Керамика
10.2.1. Различение свойств глины, пластилина
10.2.2. Подготовка рабочего места
10.2.3. Отрезание куска глины, пластилина
10.2.4. Отщипывание кусочка глины, плстилина
10.2.5. Разминание глины, плстилина
10.2.6. Отбивание глины, плстилина
10.2.7. Раскатывание глины, плстилина скалкой
10.2.8. Вырезание формы по шаблону (шило, стека и др.)
10.2.9. Обработка краев изделия
10.2.10. Катание колбаски
10.2.11. Катание шарика
10.2.12. Набивка формы
10.2.13. Декоративная отделка изделия: нанесение рисунка,
присоединение мелких деталей, тиснение
10.2.14. Проделывание отверстия в изделии
10.2.15. Покрытие изделия глазурью (краской) способом
погружения (с помощью кисти)
10.2.16. Уборка рабочего места
10.2.17. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении изделия

Уровни освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений
определенных программой предмета оцениваются в соответствии с действующим
локальным актом школы.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения учебных занятий необходимо специализированное оборудование,
инструменты и материалы.
Перечень оборудования: ручной пресс с набором шаблонов, ёмкость для шликера,
ящик (бак) для глины-сырца, турнетки, формы.
Перечень инструментов и приспособлений: шило, режущая проволока, гончарный нож,
узорная скалка, стеки, петельки, стеки, скребки, струны, губки, деревянные скалки,
гончарные гребешки, петли, кисти, стаканы для жидкости, губки, доски для глины,
палитра, калька, карандаши, скотч, копирка, трафарет узорный, ткани, ватные палочки,
деревянная колотушка, шпатели, набор штампов.
Перечень материалов: наборы пластилина, глина, гипс, соль, сахар, клей ПВА,
шликерная масса, листы ватмана, краски разных цветов, тарелки для росписи.
Учебно-методическое обеспечение

1. Козлова Е.В., Хусаинова П.Н., Буланцева О.Н., Соловьева С.В. Профильный труд.
Профиль трудовой подготовки «Производство керамических изделий (гончар)». 6 класс:
примерная рабочая программа для учителей общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Козлова Е.В.,
Хусаинова П.Н., Буланцева О.Н., Соловьева С.В. /– Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. –
31с.
2. Буланцева О.Н. Технология. Профильный труд. Профиль трудовой подготовки
«Производство керамических изделий (гончар)». 6 класс: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
О.Н. Буланцева / - Москва, ИКП РАО. - 2022. - 113 с.
3. Буланцева О.Н., Козлова Е.В., Хусаинова П.Н., Соловьева С.В. Техно- логия.
Профильный труд. Профиль трудовой подготовки «Производство керамических изделий
(гончар)». 6 класс: метод. пособие для учителей обще- образоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / О.Н. Буланцева, Е.В. Козлова,
П.Н. Хусаинова, С.В. Соловьева / - Москва, ИКП РАО. - 2022. - 54 с.
4. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Ч. 1. Терракота / М. Бугумбаев . – Ростов-н/Д.:
ФЕНИКС, 2000. – 317 с.
5. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Ч. 1. 2. Керамика / М. Бугумбаев . – Ростов-н/Д.:
ФЕНИКС, 2000. – 320 с.
6. Долорс Рос Керамика: техника, приемы, изделия / Рос Долорс. – М.: АСТ – ПРЕСС
КНИГА, 2003. – 144 с.
7. Поверин А. Гончарное дело. Техника, приемы, изделия / А. Поверин. – М.: АСТ –
ПРЕСС, 2007. – 168 с.
8. Претте М.К. Творчество и выражение: курс художественного воспи- тания / М.К.
Претте, А. Капальдо.– М.: Советский художник, 1981. – 113 с.
9. Федотов Г. Послушная глина / Г. Федотов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997. – 139 с.

Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
2023/2024 учебный год
№ урока
Тема
Количество
Причина
Способ
часов
корректировки корректировки
по плану
дано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти