Муниципмьно псп.ц"*,п-iп;;;;;;ffi;;;;,ЖllЖ:fi воспитанников с огра}Iиченными возможIIостям" округа) согласовано Зам.дир,ло УВР __Р/Оruп^чева Н,В, -J/ р7l202зг, ;;Т**..УЧрежДение .^;:tJ,Ж:,:}:Ж;;:}Т.r' Рассмо,грена на пелаt,огическом совете YTBepTt/laKl коl]Iи LIго Протокол,\l! Г от к ЗР. lz8 202Зг. l)ltбо,tаll IIp0I,1)a it!}lt Вахрушева Ё.М. t,'a 202зг. ) II()i ol,cl,ilJI()c I,b I() tlltrllt tlii oct ttl в rt oii '.;;;;,.; ;:::::;,,,,,,, (ll trt c,ll"lctt,t,lt,tt ьtIыпl lI lIilp.v пl eIl IIяilI lr), tз:tlrllа tt t, 2 5-8 lслассы 2023 /2024 учебный год Учиr.еля: Заякиilа Ирина Длександровна Щелканова I-Iаталья Владимировна г.LIайковский,2023 Содержание программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Пояснительная записка………………………………………………………...….……..3 Описание места коррекционного курса в учебном плане………..…………….……..4 Личностные и предметные результаты………………………………………….….…..4 Содержание коррекционного курса ………………………………….…....….……….5 Календарно-тематическое планирование……………………………………..………..6 Контрольно – измерительные материалы…………………………………………....…8 Материально-техническое обеспечение………………………………………....…..…9 Учебно-методическое обеспечение……………………………………………..…..…..9 Лист корректировки календарно-тематического планирования………………..…...10 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ ЧГО образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Задачи и направления: - формирование положительного отношения ребенка к занятиям; - развитие собственной активности ребенка; - формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; - формирование и развитие целенаправленных действий; - развитие планирования и контроля деятельности; - развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи: - развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; - развитие зрительного восприятия; - развитие зрительного и слухового внимания; - развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; - формирование и развитие реципрокной координации; - развитие пространственных представлений; - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Особенности организации образовательного процесса по предмету - Охранительный педагогический режим. - Использование здоровьесберегающих технологий. - Дозирование физической нагрузки. - Проведение физкульт пауз с включением лечебно-коррекционных мероприятий. - Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Формы обучения: урок. Методы: - практические; - словесные; - наглядные (по источнику изложения учебного материала). - методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: - устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; - методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: - определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Описание места «Предметно-практические действия» в учебном плане: В соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Предметнопрактические действия» обозначен как самостоятельный коррекционный курс. Общее количество часов на изучение коррекционного курса в год в 5-8 классах составляет 34 часа (1 час в неделю). Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета личностные - освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Предметные - рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определённых правил при работе с ним, полученные ранее. - уметь в лепке использовать правильное представление о цвете, величине и форме. - сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделия: - складывать фигуры из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции; - закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой; - выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов; - выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики; - усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов. - постройки из детских наборов строительного материала, по показу, по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции. Содержание учебного предмета В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами". Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур). Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить). Календарно-тематическое планирование Выбор тем и порядок их изучения определяется с учетом психофизических особенностей учащихся и их способности к обучению. № урока в году Тема урока. Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная 1. бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 3. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 4. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 5. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 6. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 7. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 8. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)) 9. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)) 10. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) 11. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета 12. (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) 13. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) 14. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) 15. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) 16. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 17. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 18. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) 19. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 20. Вынимание предметов из емкости 21. Складывание предметов в емкость 22. Перекладывание предметов из одной емкости в другую 23. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 24. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 25. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. стержень (нить) Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) Формирование умения открывать предмет Формирование умения закрывать предмет Работа по выбору учащегося Работа по выбору учащегося Работа по выбору учащегося Работа по выбору учащегося Работа по выбору учащегося Работа по выбору учащегося Контрольно – измерительные материалы Итоги текущего контроля освоения коррекционного курса «Предметно-практические действия», подводятся с периодичностью: по итогам полугодия (январь) и итогам учебного года. Итоги текущего контроля успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным направлениям тематического планирования, результаты фиксируются в таблице. Содержание таблицы варьируется с учетом психофизических особенностей учащихся и их способности к обучению. Уровень сформированности навыка Показатели 1 2 полугодие полугодие 12.1. Действия с материалами 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 12.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 12.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инстру-мента (стаканчик, ложка и др.)) 12.1.7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) 12.2. Действия с предметами 12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) 12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) 12.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 12.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) 12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.2.8. Вынимание предметов из емкости 12.2.9. Складывание предметов в емкость 12.2.10. Перекладывание предметов из одной емкости в другую 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 12.2.12. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) 12.2.13. Формирование умения открывать предмет 12.2.14. Формирование умения закрывать предмет Уровни освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений определенных программой предмета оцениваются в соответствии с действующим локальным актом школы. Материально-техническое обеспечение: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины). Учебно-методическое обеспечение 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. 3. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010г. Лист корректировки календарно-тематического планирования. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 2023/2024 учебный год № урока Тема Количество часов по дано плану Причина Способ корректировки корректировки