РП ВД Цифровая грамотность

муниципальное бкlдлtетное обtцеобразовательное
учре)tдение
(Специальная (коррекционttая)
обrдеобразойur"uо школа- иI.Iтернат
для
учащихся, воспитанников с ограниченными возможностrIми
здоровья Чайковоl<ого
городского округа>
согласовано
Зам.дир,по УВР

аЙ_Оruп^чева

ufa,

аlzоzзг.

]J.B.

Рассмотрена на
педагогическом совете
Протокол ЛЪ /

от ulD>

1|

Утвертtдаlо

'202_]г.

Рабочая программа по Kyp{Jy внеуро
<ЩиrРровпя

Yf(t l1;11 L11 1;
2- Вахрушева Е.М.
,ч!й, // zоzзr,

,БФj)ir",'

,:а

.pu*ornoaror, .Чl9Ч,'-

адаптированной основtlой обrцеобразовательной
программы образования
обучаюrцихсЯ с умственноЙ о,гс,галос,Iьlо (интелrtеrtrуальными
tIару[Jени;rми),
вариан.г 2 и адаптированной основtчtlй
об щеобразоваr,ельной программьi

нача,льного общего образованиlt обучакlщихся
с ограIIичеrIнымLI возможносl.rlми
з/(о]]оljья ( вар

l,ta

r

r.r 6..1)

направление внеуро.tной деяl.ель1.1ости
И нформационНая
]\{Or(yJlb

I

ц) о I,p а

N,I i\,1

ь] восIII.гltlIIиr]

а

1.1

к},л ь.г.уtlа

се,t,еtlая безоl la0I

I()c.] ь

9а к-цасс

202З l 2024 1,.tебrlt,Iй гtlд

Учи,гель: Заякина И.А.

г.Чайковскlай,2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность» (далее программа) составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026
Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ ЧГО
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее АООП УО (И/Н));
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования МБОУ СКОШИ ЧГО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее АООП НОО ОВЗ);
Программой воспитания МБОУ СКОШИ ЧГО;
Уставом школы.
Актуальность и новизна:
Широкое распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет
взаимодействие со средой — меняются способы доступа к различным услугам, информации,
знаниям, и это взаимодействие усиливается через различные каналы: социальные сети,
пользование онлайн-сервисов, покупками в Интернете, просмотром видеоконтента и т.д.
Цифровые навыки становятся ключевыми для жизни в цифровой среде. Они позволяют
повысить эффективность и сократить время решения задач в цифровом мире, делают жизнь
человека более комфортной. Поэтому остро встает вопрос о цифровой грамотности
обучающихся с умственной отсталостью.
Педагогическая целесообразность: цифровая грамотность (digital fluency) определяется
набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного
использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. В основе цифровой грамотности
лежат цифровые компетенции.
В российской науке Г.У. Солдатовой были выделены четыре вида цифровой
компетентности:
1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация и ответственность,
связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и
ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с
использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность,
необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы,
социальные сети и др.) и с различными целями;
3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность,
позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства
для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных
сервисов и т.п.;
4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность,
позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные
задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими
удовлетворение различных потребностей.

Из представленных четырех видов цифровой компетенций, для контингента обучающихся
нашей школы особую значимость представляет четвертый вид компетентностей –
потребительская. Ведь именно она и способствует формированию жизненно важных
навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
В программе заложены знания актуальны каждый день. Обучающиеся получат начальные
навыки работы с компьютером и навыки преобразования информации в текстовую и
мультимедийную формы; познакомятся с программным обеспечением в области обучающих
программ, и использования ее для решения учебных и жизненных задач. А также
поучаствуют в работе различных образовательных проектов в сфере информационных
технологий («Цифровой ликбез», «Урок цифры», «День цифры»), онлайн-платформ для
школьников (Учи.ру»).
Цель: формирование представлений обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах, повышение цифровой грамотности и знаний о
кибербезопасности в сети.
Задачи:
1)
формирование культуры поведения в информационной среде;
2)
развитие навыков общения и коммуникативных умений в цифровой среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
кибербезопасности;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной
деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; становление
умений командной работы;
6) формирование у обучающихся умений организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность на основе установки на здоровый, безопасный образ жизни;
7) формирование у обучающихся с умственной отсталостью навыков адаптации в
социальной среде.
Направление внеурочной деятельности в соответствии с АООП школы:
информационная культура.
Модуль в соответствии с программой воспитания ОО: Цифровая культура и сетевая
безопасность.
Класс (возраст) обучающихся: 9 класс-комплект
Сроки реализации: 1 год (34 часа).
Описание места программы в учебном плане: внеурочная деятельность по программе
«Цифровая грамотность» является составной частью учебно-воспитательного процесса,
организуется во внеурочное время в соответствии с календарно-тематическим
планированием 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 мин.
Планируемы результаты освоения программы:
Минимальный уровень:
- представление о средствах ИКТ, как технических средствах, их элементах и их назначении;
- выполнение элементарных действий со средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы,
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- безопасное пользование средствами ИКТ для решения доступных учебных задач.
Достаточный уровень:
- представление о средствах ИКТ, как технических средствах, их элементах и их назначении;
- выполнение элементарных действий со средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы,

выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование средствами ИКТ для решения доступных учебных и социальных задач,
доступными электронными ресурсами;
- безопасное пользование средствами ИКТ для поиска, получения, хранения,
воспроизведения и передачи информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Содержание:
Теоретические и практические занятия основанные на дидактических и лекционных
материалах («Цифровой ликбез», «Урок цифры», «День цифры») на темы: представление о
средствах ИКТ, как технических средствах, их элементах и назначении; безопасность
(правила эксплуатации); авторское право; интернет мошенничество; интернет – травля;
использование достоверных источников; компьютерные и телефонные вирусы; кража
денежных средств; мобильные угрозы; обучение средствами ИКТ; цифровые навыки;
покупки в интернете; права потребителей; телефонное мошенничество; финансовая
грамотность; цифровая приватность; цифровой баланс; цифровой этикет; электронные
деньги;
электронная
работа
с
информацией.

№ Дата Тема

1.

Средства ИКТ

2.
3.

Первый
компьютер
Безопасность

4.

Календарно-тематическое планирование
Количество часов
Содержание занятия
Теоретическая Практическая
часть
часть
0,5
0,5
Представление о средствах ИКТ, как
технических средствах, их элементах и
назначении.
0,5
0,5
Первый компьютер.
0,5

0,5

Авторское право

0,5

0,5

5.

Интернет
мошенничество.

0,5

0,5

6.

Интернет
мошенничество.
Интернет
мошенничество.
Интернет
мошенничество.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7.
8.

Форма деятельности

Творческая работа
Видео-обзор.

Правила эксплуатации средств ИКТ. Охрана Игра. Конкурс миниздоровья.
зарядок.
Авторское право — это юридический
Творческая работа
термин, который означает, что права на
произведение, ставшее результатом
интеллектуального труда, принадлежат
создателю (автору).
Авторское право действует даже в
Интернете и защищает любые виды
контента: тексты, изображения, фото,
дизайн, графику.
Интернет мошенничество. Цель
мошенников — завладеть вашими
денежными средствами и личными
данными. Правила безопасного поведения.
Как не стать жертвой мошенников.
Фишинг - мошенничество с помощью
поддельных сайтов. Фишинговые ссылки.
Защита личной информации.

Беседа

Защита профиля. Цель мошенников —
завладеть вашими логином и паролем и,
соответственно, вашим профилем или
аккаунтом, чтобы вымогать деньги у вас

Практическая работа

Викторина
Практическая работа

9.

Интернет
мошенничество.

0,5

0,5

10.

Интернет –
травля

0,5

0,5

11.

Интернет –
травля

0,5

0,5

12.

Использование
достоверных
источников
Компьютерные и
телефонные
вирусы

0,5

0,5

0,5

0,5

Кража денежных
средств

0,5

0,5

13.

14.

или ваших подписчиков. Для базовой
защиты своего профиля используйте
двухфакторную аутентификацию: тогда для
того, чтобы зайти в ваш аккаунт, нужно
будет ввести не только пароль, но и код,
который будет приходить вам на
привязанный номер телефона.
Социальная инженерия. Цель мошенников
— с помощью психологических
манипуляций побудить человека перевести
деньги на их счет или совершить другие
выгодные им действия.
Интернет травля. Цель мошенников –
причинить моральный вред, завладеть
личными данными, денежными средствами
посредством запугивания, шантажа,
психологического давления.
Кибербуллинг. Кибербуллинг — травля в
интернете. Цель мошенников –
психологическое давление или причинение
морального вреда жертве.
Использование достоверных источников.
Как проверить достоверность информации?
Компьютерные и телефонные вирусы . Цель
мошенников – атаковать ваш компьютер
или мобильное устройство вредоносным
программным обеспечением и получить
доступ к вашему смартфону / компьютеру /
банковскому приложению / личной
информации.
Цель мошенников — завладеть вашими
денежными средствами и личными
данными.

Практическая работа

Беседа.

Творческая работа.

Практическая работа
Беседа.

Беседа.

Кража денежных
средств
Мобильные
угрозы
Обучение
средствами ИКТ

0,5

0,5

Финансовая безопасность. Фишинг и скам.

Практическая работа

0,5

0,5

Киберугрозы.

Практическая работа

0,5

0,5

Творческая работа.

18.

Цифровые
навыки

0,5

0,5

Интернет — это не только место для
развлечения и общения, но и это удобный
инструмент для увлекательного освоения
нового!
Повышение цифровую компетентность.

19.

Покупки в
интернете
Покупки в
интернете
Права
потребителей

0,5

0,5

Онлайн-шоппинг. Риски.

Занятие с
родителями/законными
представителями
Практическая работа

0,5

0,5

«5 вещей из интернета»

Конкурс рисунков

0,5

0,5

Беседа

Телефонное
мошенничество
Финансовая
грамотность
Цифровая
приватность

0,5

0,5

Знание собственных прав как потребителя
товаров или услуг позволит не только
защититься от неправомерных действий
продавцов или операторов услуг, но и
сэкономить. Базовые знания о Законе прав
потребителя позволяют применять права
потребителя в повседневной жизни: право
на полную информацию о товаре/услуге,
право на качество и безопасность
товара/услуги, право на отказ (возврат)
товара/услуги.
Подозрительные звонки. Блокировка.

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Как повысить свою финансовую
грамотность в сети?
Профили в социальных сетях, посты и
комментарии представляют собой источник
ценной информации для злоумышленников.
Они могут использовать ее для реализации

15.
16.
17.

20.
21.

22.
23.
24.

Практическая работа

Практическая/ творческая
работа

мошеннических схем, кражи денег,
шантажа детей и родителей, кибербуллинга.
Еще одна угроза, для которой
недоброжелатели могут собирать данные о
человеке, — доксинг. Это явление, при
котором недоброжелатели делают
публичной информацию о человеке, чтобы
навредить ему и его репутации.
0,5

27.

Цифровая
0,5
приватность
Электронная
0,5
работа с
информацией.
Цифровой баланс 0,5

28.

Цифровой этикет

0,5

0,5

29.

Электронная
работа с
информацией.
Электронные
деньги

0,5

0,5

0,5

0,5

31.

Электронная
работа с
информацией.

0,5

0,5

32.

Электронная

0,5

0,5

25.
26.

30.

0,5

0,5

Безопасное общение в соцсетях и
мессенджерах
«Хочу чтоб все увидели»

Практическая/ творческая
работа
Конкурс
презентаций/фото/видео

Онлайн-обучение, общение в сети,
дистанционные уроки… Нужно постоянно
быть на связи и использовать телефон. Как
быть? Как найти ту самую золотую
середину — цифровой баланс между
онлайн- и офлайн-миром?
Цифровой этикет — это правила хорошего
тона для общения в сети Интернет.
«Мой личный стикерпак»

Практическая/ творческая
работа

Электронные деньги — это цифровой
эквивалент наличных денег, которые
хранятся или обмениваются в цифровых
компьютерных системах через Интернет.
Умение искать, оценивать, обобщать,
эффективно обмениваться и использовать
информацию при помощи технологических
средств
«Поздравляем!»

Беседа

Практическая/ творческая
работа
Конкурс рисунков

Конкурс видео-

33.

34.

работа с
информацией.
Электронная
0,5
работа с
информацией.
Итоговое занятие. 0,5

поздравлений в интернете
0,5

«Интернет – мир, где возможно всё»

Конкурс поделок

0,5

«Интернет-викторина»

Викторина

Подведение итогов реализации программы «Цифровая грамотность» по внеурочной деятельности: выставки, конкурсы, участие в
викторине на итоговом занятии.
Методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, конкурсов, викторины и т.д.)
- Дидактические и лекционные материалы («Цифровой ликбез», «Урок цифры», «День цифры»), онлайн-платформ (Учи.ру»);
- Использование ИКТ;
- Образцы работ и материалы;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти