Музыка и движение, 6а, 68 часов

МУниЦипацьпое бюдлtетное обIцеобразовательIIое
учрежлеIIие
(специальная (коррекционная)
обцеобразовательнful ш
воспитанников с ограниченIIыьlи
возможностям,

.r"r"ill',1;#JJj#lЖЁ:::T"

округа)

Утвсрждаю

скоши чго

Вахрушева Е.М.
? адаптиDованl

ocIroBlroй обпцеобразовате.пьной
програпrмr,r образоваrrпя обу.rаюrцихся
yMcTBetlHori оI.сl.аjIостьЮ (ин.геллектуа;lьIlыми

lIарупIсниямп), вариант 2

6 класс
202З/2024 учебный год

Учитель;
Щелканова Ната,тья Владимировна

г.

Чайковский, 202З г.

Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка………………………………………………………...………..3
Описание места учебного предмета в учебном плане………………………….……..3
Личностные и предметные результаты…………………………………………….…..3
Содержание учебного предмета ………………………….…………...………………..4
Календарно-тематическое планирование……………………………………..…...…..6
Контрольно – измерительные материалы………………………………………….…..8
Материально-техническое обеспечение………………………………………....……..9
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………..……....9
Лист корректировки календарно-тематического планирования………………..…...11

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ
от 24.11.2022 №1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ ЧГО
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как
средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и
использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Особенности организации образовательного процесса по предмету
 Охранительный педагогический режим.
 Использование здоровьесберегающих технологий.
 Дозирование физической нагрузки.
 Проведение физкульт пауз с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
 Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Формы обучения: уроки.

В процессе обучения используются практические, наглядные и словесные методы, а также
игровые приемы.
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные проверки и
самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании
мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и
навыками.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметная область
«Искусство», учебный предмет «Музыка и движение» обозначен как самостоятельный предмет.
Общее количество часов на изучение учебного предмета в год в 6 классе составляет 68 часов (2
часа в неделю).
В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов
музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.
Личностные и предметные результаты
Предметные результаты
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений,
освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение
опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и
инструментальных выступлений.
- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку,
игра на музыкальных инструментах).
- Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на
музыкальных инструментах.
- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности.
- Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях
и др.
Личностные результаты:
- адекватно эмоционально откликаться на произведения музыки и искусства;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственных, так и своих товарищей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
Содержание учебного предмета
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание музыки", "Пение",
"Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Раздел "Слушание музыки".
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание
(различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии,
исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового
исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание)
оркестра (народных инструментов, симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное
произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Раздел "Пение".
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание
отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций
припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с
соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к
песне.
Раздел "Движение под музыку".
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало
движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения:
ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку
действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета,
подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений разными
частями тела под музыку: "фонарики", "пружинка", наклоны головы. Соблюдение
последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных.
Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений
в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под
музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение
скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении
метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений
одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Раздел "Игра на музыкальных инструментах".

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по
звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии
игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.

Календарно – тематическое планирование
Выбор тем и порядок их изучения определяется с учетом психофизических особенностей учащихся и
их способности к обучению.

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока
Слушание. Различение тихого и громкого звучания музыки
Определение начала и конца звучания музыки
Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки
Узнавание знакомой песни
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах
Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)
Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)
Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки
Различение высоких и низких звуков
Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев, вступление
Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения
Узнавание (различение) музыкального стиля произведения (рок, джаз, поп-музыка,
народная музыка, классическая музыка)

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения (рок, джаз, поп-музыка,
народная музыка, классическая музыка)
14 Узнавание (различение) инструментов симфонического оркестра (оркестра народных
инструментов, духового оркестра)
13

Узнавание (различение) инструментов симфонического оркестра (оркестра народных
инструментов, духового оркестра)
16 Узнавание оркестра, в исполнении которого звучит музыкальное произведение
15

17
18

Узнавание оркестра, в исполнении которого звучит музыкальное произведение
Знание композиторов

19
20

Знание композиторов
Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения

21
22
23
24
25
26
27

Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения
Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни
Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни
Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни
Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков

28
29

Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков
Пение в хоре

30
31

Пение в хоре
Движение под музыку. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье,
хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши,
«фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)
33 Начало (окончание) движения под музыку
34 Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание,
покачивание с ноги на ногу
35 Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание,
покачивание с ноги на ногу
32

36
37
38
39
40

Движение в хороводе
Ритмичная ходьба под маршевую музыку
Движение под танцевальную музыку (вальс, полька)
Движение под танцевальную музыку (вальс, полька)
Выполнение под музыку действий с предметами

Выполнение под музыку действий с предметами
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений
Передача простейших движений знакомых животных
Передача простейших движений знакомых животных
Выполнение движений, соответствующих словам песни
Выполнение движений, соответствующих словам песни
Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни
49 Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе
50 Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе
51 Изменение скорости движения под музыку: ускорение, замедление
52 Изменение движения при изменении метроритма произведения (чередовании запева и
припева песни, изменении силы звучания)
53 Выполнение танцевальных движений в паре
54 Выполнение танцевальных движений в паре
55 Выполнение характерных движений образа
41
42
43
44
45
46
47
48

Выполнение характерных движений образа
Игра на музыкальных инструментах. Узнавание (различение) контрастных (сходных) по
звучанию музыкальных инструментов
58 Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд
59 Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд
60 Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте
61 Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте
56
57

Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте
Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд (блок-флейте,
синтезаторе, ксилофоне)
65 Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте
62
63
64

66
67

Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте
Игра в ансамбле

68

Игра в ансамбле

Контрольно – измерительные материалы
Итоги текущего контроля освоения учебного предмета «Музыка и движение», подводятся с
периодичностью: по итогам полугодия (январь) и итогам учебного года. Итоги текущего контроля
успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным направлениям
тематического планирования, результаты фиксируются в таблице. Содержание таблицы варьируется
с учетом психофизических особенностей учащихся и их способности к обучению.

Показатели
7.1. Слушание
7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки
7.1.2. Определение начала и конца звучания музыки
7.1.3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки
7.1.4. Узнавание знакомой песни
7.1.5. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных
музыкальных инструментах
7.1.6. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)
7.1.7. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки
7.1.9. Различение высоких и низких звуков
7.1.10. Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев,
вступление
7.1.11. Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения
произведения
7.1.12. Узнавание (различение) музыкального стиля
произведения (рок, джаз, поп-музыка, народная музыка,
классическая музыка)
7.1.13. Узнавание (различение) инструментов симфонического
оркестра (оркестра народных инструментов, духового оркестра)
7.1.14. Узнавание оркестра, в исполнении которого звучит
музыкальное произведение
7.1.15. Знание композиторов
7.1.16. Соотнесение музыкального образа с персонажем
художественного произведения
7.2. Пение
7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни
7.2.2. Подпевание отдельных звуков (слогов, слов),
повторяющихся звуков (слогов, слов)
7.2.3. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни
7.2.4. Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни
7.2.5. Выразительное пение с соблюдением динамических
оттенков
7.2.6. Пение в хоре
7.3. Движение под музыку
7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку
(топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны
головы и др.)
7.3.2. Начало (окончание) движения под музыку
7.3.3. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег,
прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу
7.3.4. Движение в хороводе
7.3.5. Ритмичная ходьба под маршевую музыку
7.3.6. Движение под танцевальную музыку (вальс, полька)
7.3.7. Выполнение под музыку действий с предметами

Середина
учебного года

Конец
учебного года

7.3.8. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений
7.3.9. Передача простейших движений знакомых животных
7.3.10. Выполнение движений, соответствующих словам песни
7.3.11. Соблюдение последовательности движений в
соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни
7.3.12. Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром)
темпе
7.3.13. Изменение скорости движения под музыку: ускорение,
замедление
7.3.14. Изменение движения при изменении метроритма
произведения (чередовании запева и припева песни, изменении
силы звучания)
7.3.15. Выполнение танцевальных движений в паре
7.3.16. Выполнение характерных движений образа
7.4. Игра на музыкальных инструментах
7.4.1. Узнавание (различение) контрастных (сходных) по
звучанию музыкальных инструментов
7.4.2. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд
7.4.3. Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте
7.4.4. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном
инструменте
7.4.5. Своевременное вступление и окончание игры на
музыкальном инструменте
7.4.6. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах,
имеющих звукоряд (блок-флейте, синтезаторе, ксилофоне)
7.4.7. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном
инструменте
7.4.8. Игра в ансамбле
Уровни освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений
определенных программой предмета оцениваются в соответствии с действующим локальным актом
школы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
3. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Пермь: ПКИПКРО, 2010г.
4. Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ-10) – Пермь:
ПКИПКРО, 2010 г.
5. УМК. СИПР. Содержательный модуль:
http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%
B2-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html
Материально-техническое оснащение:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных
инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом,
составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с
обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения
высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для
определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также

игрушки-куклы, игрушки-животные. Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара,
барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные
установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для
наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов, ковролиновая и магнитная доски, ширма,
затемнение на окна. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных
инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов;
фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст
песен.

Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
2023/2024 учебный год
№
урока

Тема

Количество
часов
по плану дано

Причина
корректировки

Способ
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти