Профильный труд (Швейное дело) 5-9 кл 1 вариант

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для учащихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа»

Согласовано
Зам.дир.по УВР
_______(Оганичева Н.В.)
« 29 » августа 2023г

Рассмотрена
Утверждаю
на педагогическом совете директор МБОУ СКОШИ ЧГО
Протокол № 7 от «30»
__________Вахрушева Е.М.
Приказ №01-25-256 от «30 »
августа 2023 г.
августа 2023 г

Рабочая программа по учебному предмету"Профильный труд"
(V - IX классы) предметной области "Технология"
профиль «Швейное дело»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
2023-24 учебный год

Учитель: Котомкина Л.И.

г.Чайковский, 2023год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка………………………………………………....3
2. Планируемые результаты освоения программы………………………5
2.1.

Система оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП…………………………………………………7

3. Содержание учебного предмета "Профильный труд»……………….…8
3.1.

Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело»
в 5 классе………………………………………………………...9

3.2.

Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело»
в 6 классе………………………………………………………...10

3.3.

Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело»
в 7 классе…………………………………………………………11

3.4.

Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело»
в 8 классе…………………………………………………………13

3.5.

Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело»
в 9 классе…………………………………………………………14

4. Тематическое планирование…………………………………………..…16
4.1.

Тематическое планирование 5 класс……………………………16

4.2.

Тематическое планирование 6 класс……………………………17

4.3.

Тематическое планирование 7 класс……………………………17

4.4.

Тематическое планирование 8 класс……………………………18

4.5.

Тематическое планирование 9 класс……………………………19

5.Контрольно-измерительные материалы……………………………………...19
6. У ч е б н о - м е т о д и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е … … … … … … … … … … … . . . 2 0
7. Материально-техническое обеспечение……………………..…21
8. Лист корректировки календарно-тематического планирования…………..…27

1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026
Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ
ЧГО образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Уставом школы.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит
важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека.
В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование
личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного
богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих
задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка
обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по
месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов
к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и

получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание
своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях
школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков
материалов в предметно-преобразующей деятельности;

использования

различных

коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной
классификация, обобщение);

деятельности

(анализ,

синтез,

сравнение,

коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических
умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной
источниками информации;

грамотности,

умения

работать

с

различными

формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Количество часов, отведённых на освоение того или иного раздела, приведённое в
данном планировании, является весьма условным и примерным. В процессе деятельности
при составлении перспективного планирования учитываются психофизические
особенности обучающихся, имеющаяся материально-техническая база, условия для
проведения экскурсий.
В 5,6 классе - 6 часов в неделю, в 7,8,9 классе - 7 часов в неделю. Данное
количество часов включает не только уроки, но и проведение экскурсии на предприятие и
другие возможности сетевой реализации АООП.
Учитель самостоятельно, опираясь на предложенный материал, может корректировать,
включать темы из разных разделов, учитывая психофизические и темповые
характеристики обучающихся. В тематическом перечислении приведены только
основные темы без включения обязательных часов на вводные уроки, уроки повторения, а

также экскурсии.

2. Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых
для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей
(на примере изучения любой современной швейной машины);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, швейные, малярные,
переплетно-картонажные работы, сельскохозяйственный труд, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка
и аккуратности;

выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на
них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся,
высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической
работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля
корректировка хода практической работы;

выполняемых

практических

действий

и

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

2.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП
Оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Процедуру оценки личностных результатов определяет ПМПк общеобразовательной
организациисучетом мнения родителей (законных представителей).Результаты анализа
представляются в формепрофилей-графиков, где за условную единицу принято: 0 баллов
― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ―
удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка предметных результатовв виде балльной оценки свидетельствует о качестве
усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых
результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике;
полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки
зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно»
(правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или
иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные,
частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с
позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Чем больше правильно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты соотносятся с оценками
типа:«удовлетворительно», если обучающиеся, верно, выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«отлично» свыше 65%.
По завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме
испытания,направленного на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Предметные результаты освоения курса «Технология. Швейное дело» не являются
основным критерием при принятии решения о смене профиля подготовки и/или переводе
обучающегося в следующий класс. Данные результаты рассматриваются как одна из
составляющих при оценивании итоговых достижений. В случае не достижения
минимального уровня предметных требований организация, при наличии рекомендаций
ПМПк и с согласия родителей (законных представителей), может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану, на вариант 2 программы или
программу, разработанную с учётом индивидуальной программы развития (СИПР).

3. Содержание учебного предмета "Профильный труд".
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень
основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки
производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей
трудовой подготовки. Также в содержание программы включены первоначальные
сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Обязательные содержательные линии программы.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов,
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение
материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные
профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством
педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или)
ограниченного круга специальных знаний.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального
поведения.

3.1.Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 5 классе
Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» на первом году обучения
включает четыре основных раздела:
Материалы:раскрывающий на доступном для восприятия обучающихся —
представления и понятия о тканях (полотняное переплетение), о нитках,процессах
получения волокна и сфере применения, о свойствах волокон и тканей, происхождении
материалови сфере применения.
Инструменты и оборудование: инструменты для ручного шитья, приспособления для
ручных и швейных работ, швейная машина,электрический утюг. Устройство, подготовка
к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства
инструмента и оборудования — качество работы.
Технологии изготовления: технологии ручных швейных работ (ручные стежки, строчки,
швы), обработка срезов ткани на швейной машине,ручныестежки и строчки: прямой
стежок, косой стежок, крестообразный стежок, петлеобразный стежок и др.;проводится
подготовка к выполнению ручных швейных работ (пришивание пуговиц), а также
выполняются ручные швейные работы: изготовление вешалки, декоративной заплаткиаппликации и др. под руководством учителя.
Этика и эстетикатрудового профиля:простейшие сведения о швейном производстве
(последовательность и основные направления швейного производства), правила
использования инструментов и материалов, инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ); требования к организации рабочего места;
правила профессионального поведения.
Планируемые БУД (базовые учебные действия)
личностные:принимать готовый план деятельности, планироватьдеятельность, оценивать
её результаты с опорой на организационную помощь учителя. Проявлять потребность в
труде, трудолюбие, уважение к людям труда.Проявлять умение гордиться результатами
трудовой деятельности и достижениями — собственными, своих товарищей.
регулятивные:правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной
машине; правила подготовки швейной машины к работе, правила заправки и регулировки
верхней и нижней нитей; требования к качеству готового изделия. Включать и отключать
швейную машину, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити,
запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять зигзагообразную
сточку. Определять качество готового изделия.
познавательные: свойства хлопчатобумажных тканей и нитей основы и утка; назначение
основных узлов швейной машины; назначение и технологию выполнения
соединительных и краевых швов; приемы влажно-тепловой обработки. Определять в
ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани; определять
хлопчатобумажную ткань по волокнистому составу; выполнять на швейной машине швы,

обрабатывать срезы однодетальных изделий, выкраивать детали с припусками на швы.
Выполнять влажно-тепловую обработку и пришивать фурнитуру.
коммуникативные:вступать в коммуникацию и поддерживать общение в ситуациях
трудового социального взаимодействия; выслушивать собеседника, вступать в диалог.

3.2.Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 6 классе
Содержание учебного курса в 6 классе включает:
• формирование теоретических знаний и представлений о профессиях в швейном
производстве (оператор швейного производства), организации рабочего места,
технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
• простейшие сведения:
- об отделочных материалах;
- об обработке швейного изделия (влажно-тепловая обработка);
- о прядении;
- о ткачестве;
- о прядильном производстве;
- о ткацком производстве;
- о тканях (отделка ткани, дефекты ткани, отдельные виды переплетений);
- о технологии швейных работ (обработка срезов, сборок, мягких складок
швейных изделий; виды и свойства срезов);
- о технологии изготовления простого швейного изделия (сорочки, других
простых швейных изделий).
В процессе изучения курса учащиеся
• овладевают приёмами машинных швов (стачной, двойной, запошивочный,
настрочной, расстрочной);
• осваивают технологии швейных работ - обработку срезов, сборок, мягких складок
швейных изделий;
• осваивают технологии изготовления простых швейных изделий (сорочка, фартук,
плавки и др.);
• тренируются в построении чертежей одежды.
Материалы:обучающимся предлагается расширение понятийного содержания в разделах
видов и свойств различных волокон и тканей: волокон хлопка и льна, хлопчатобумажных
и льняных тканей.Ученики учатся определять эти ткани, сравнивать их по
технологическим свойствам. Все эти сведения необходимы при раскрое и пошиве
изделий.
Оборудование:постоянное усложнение работы на бытовой электрической швейной
машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение
машинной закрепки). Проводятся упражнения, направленные на автоматизацию навыков
работы на швейной машине.
Технологии изготовления:в 6 классе продолжается обучение учащихся построению
чертежей швейных изделий (фартука, сорочки, трусов-плавок, летних головных уборов) и
их пошиву. Школьников знакомят с приёмами обработки срезов, сборок и мягких
складок, углов и карманов в швейных изделиях, наложением заплаты ручным и
машинным способами.

Этика и эстетика трудового профиля: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения; инструкции по технике безопасности (правила
поведения при проведении работ); требования к организации рабочего места; правила
профессионального поведения.
Планируемые БУД (базовые учебные действия)
личностные:принимать готовый план деятельности, планироватьдеятельность, оценивать
её результаты с опорой на организационную помощь учителя. Проявлять потребность в
труде, трудолюбие, уважение к людям труда. Проявлять умение гордиться результатами
трудовой деятельности и достижениями — собственными, своих товарищей.
регулятивные: правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной
машине; правила подготовки швейной машины к работе, правила заправки и регулировки
верхней и нижней нитей; требования к качеству готового изделия. Регулирование стежка
и натяжения нитей на швейной машине, смена машинной иглы, выполнение машинной
закрепки.Определять качество готового изделия.
познавательные: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей и нитей; назначение
основных механизмов швейной машины; назначение и технологию выполнения бельевых
швов; приемы влажно-тепловой обработки. Определять хлопчатобумажную и льняную
ткань по волокнистому составу; обрабатывать срезы изделий, выкраивать детали с
припусками на швы. Выполнять влажно-тепловую обработку.
коммуникативные:вступать в коммуникацию и поддерживать общение в ситуациях
трудового, социального взаимодействия; выслушивать собеседника, вступать в диалог.

3.3.Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 7 классе
Содержание учебного курса в 7 классе включает теоретические сведения:
- о технологии пошива;
- о последовательности соединения деталей;
- о правилах выполнения различных видов швов;
- о порядке обработки отдельных деталей и узлов, способах отделки швейных
изделий.
Вводится предварительное выполнение сложных операций на образцах, знакомство с
технологией обработки и пошива
- постельного белья;
- ночной сорочки;
- пижамы;
- прямых, клёшевых и клиньевых юбок.
В процессе обучения обучающиеся осваивают основные приёмы работы на швейных
машинах – универсальных и специализированных, в бригаде с разделением труда по

операциям.
Материалы: продолжается обучение по расширению понятийного содержания в разделе
«Материаловедение»: свойства волокон шерсти, льна, бельевых тканей и ткацких
переплетений. Учатся определять эти ткани, сравнивать их по технологическим
свойствам.
Оборудование: вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине
(универсальной и специализированной). Постоянное усложнение работы: регулировка
стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение машинной закрепки,
наматывание нитки на шпульку, заправка машины, регулировка скорости, выполнение
строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол). Обучающиеся
осваивают приемы влажно-тепловой обработки при работе с парогенератором,
отпаривателем и утюгом.
Технологии изготовления: продолжается обучение учащихся построению чертежей
швейных изделий (сорочки, пижамы, прямой, клиньевой и клешевой юбки) и их пошиву.
Школьников знакомят с назначением, технологией выполнения подкройных обтачек и
бельевых швов: двойного, запошивочного, вподгибку с открытым срезом и закрытым
срезом приёмами обработки оборки. Обучающиеся учатся на практике ремонтировать
одежду.
Этика и эстетика трудового профиля: инструкции по технике безопасности (правила
поведения при проведении работ); требования к организации рабочего места; правила
профессионального поведения. Учащиеся знакомятся с работой в бригаде с разделением
труда по операциям, при выполнении практического повторения. Знакомятся с условиями
труда на швейных предприятиях, получают знания и умения по профессии оператор
швейного оборудования. Предусмотрена экскурсия на швейную фабрику, лабораторные
работы.Учащиеся осваивают проектные технологии.
Планируемые БУД (базовые учебные действия)
личностные:проявлять потребность в труде, трудолюбие, уважение к людям труда.
Проявлять умение гордиться результатами трудовой деятельности и достижениями —
собственными, своих товарищей.Уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности.Бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
регулятивные: принимать цель и готовый план деятельности, планировать деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты с опорой на организационную помощь
учителя. Определять качество готового изделия.
познавательные: свойства шерстяных и льняных тканей и нитей; назначение основных
механизмов промышленной швейной машины; назначение и технологию выполнения
бельевых швов; приемы влажно-тепловой обработки. Определять ткацкое переплетение
по внешнему виду, шерстяную и льняную ткань по волокнистому составу; обрабатывать
срезы обтачкой, ориентироваться в деталях кроя. Выполнять влажно-тепловую обработку.
Осуществлять самоконтроль в процессе трудовой деятельности.Соблюдать правила
санитарии, гигиены труда и внутреннего распорядка, безопасности труда и пожарной
безопасности.
коммуникативные:вступать в коммуникацию и поддерживать общение в ситуациях
трудового социального взаимодействия; выслушивать собеседника, вступать в диалог;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения

трудовых задач.

3.4. Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 8 классе
Содержание учебного курса в 8 классе включает:


сведения о тканях из шелковых и синтетических волокон, их свойствах и
назначении;



сведения о конструировании плечевых швейных изделий и моделировании;



освоение технологий обработки отдельных деталей и узлов поясных швейных
изделий (вытачек, складок, застежек, поясов; рукавов, воротников, кокеток,
подбортов), отделки изделия вышивкой, рюшами, воланами, мелкими складочками
и защипами.

В процессе изучения курса учащиеся


тренируются в использовании для отделки окантовочного шва, оборок;



осваивают технологии шитья изделий:
- блузки,
- платья,
- халата.

Учащиеся изучают простую технологию пошива женской легкой одежды. Изготавливают
поясные и плечевые швейные изделия, процесс пошива которых связан с выполнением
большого количества мелких операций. Это имеет важное значение для решения задач
профессионально-трудового обучения, в том числе задач коррекции недостатков
деятельности учащихся с умственной отсталостью.
Материалы: продолжается обучение по расширению понятийного содержания в разделе
«Материаловедение»: свойства химических волокон (искусственных и синтетических).
Учатся определять эти ткани, сравнивать их по технологическим свойствам.
Оборудование: вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине
(универсальной и специализированной). Постоянное усложнение работы: регулировка
натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение чистки и смазки машины, заправка
машины, регулировка скорости, выполнение строчек (по прямой, по кривой, с поворотом
на определенный угол). Обучающиеся осваивают приемы влажно-тепловой обработки
при работе с парогенератором, отпаривателем и утюгом.
Технологии изготовления: продолжается обучение учащихся построению чертежей
швейных изделий (блузки, платья, халата) и их пошиву. Школьников знакомят с
назначением и технологией выполнения окантовочного шва, различных видов отделки,

воротников, рукавов. Выполнять ремонтодежды.
Этика и эстетика трудового профиля: инструкции по технике безопасности (правила
поведения при проведении работ); требования к организации рабочего места; правила
профессионального поведения. Учащиеся знакомятся с работой в бригаде с разделением
труда по операциям, при выполнении практического повторения. Знакомятся с условиями
труда на швейных предприятиях, получают знания и умения по профессии оператор
швейного оборудования. Предусмотрена экскурсия на швейную фабрику, лабораторные
работы.Учащиеся осваивают проектные технологии.
Планируемые БУД (базовые учебные действия)
личностные:сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных
социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
регулятивные: принимать цель и готовый план деятельности, планировать деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты с опорой на частичную помощь учителя.
Определять качество готового изделия.
познавательные: свойства синтетических тканей; назначение основных механизмов
швейной машины; назначение и технологию выполнения окантовочного шва; приемы
влажно-тепловой обработки. Определять ткань по внешнему виду, и по волокнистому
составу; обрабатывать срезы обтачкой, ориентироваться в деталях кроя. Осуществлять
самоконтроль в процессе трудовой деятельности.Соблюдать правила санитарии, гигиены
труда и внутреннего распорядка, безопасности труда и пожарной безопасности.
коммуникативные:вступать в коммуникацию и поддерживать общение в ситуациях
трудового социального взаимодействия; выслушивать собеседника, вступать в диалог;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения
трудовых задач.

3.5. Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 9 классе
Содержание учебного курса в9 классе включает:
 информирование обучающихся об организации труда и производства на швейной
фабрике;
 формирование представлений:
- о синтетических волокнах и тканях, их свойствах и особенностях обработки;
- о конструировании и разработке фасонов платья;
- об использовании готовых выкроек и чертежей швейных изделий;
 освоение технологий обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий и
технологий изготовления платья и брюк.
В процессе изучения курса обучающимся предоставляют сведения:
 о различных промышленных швейных машинах, их назначении, характеристиках и
особенностях;
 об ассортименте и свойствах тканей из синтетических волокон;
 об ассортименте новых тканей из натуральных волокон и способах получения
нетканых материалов.
В процессе обучения обучающиеся
 научатся:
- изготавливать выкройки платьев, отрезных по линии талии или по линии бедер;



- работать с готовыми выкройками и чертежами одежды из журналов мод;
- изменять стандартные выкройки понравившихся изделий в соответствии с
особенностями фигуры;
освоят технологии изготовления платьев, юбок, брюк, применяемые в массовом
производстве одежды.

Материалы: расширение понятийного содержания в разделе «Материаловедение»:
свойства химических и натуральных волокон, нетканых материалов. Учатся определять
эти ткани, сравнивать их по технологическим свойствам.
Оборудование: вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине
(универсальной и специализированной). Постоянное усложнение работы: регулировка
натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение чистки и смазки машины, заправка
машины, регулировка скорости, выполнение украшающих строчек, петель. Обучающиеся
осваивают приемы влажно-тепловой обработки при работе с парогенератором,
отпаривателем и утюгом.
Технологии изготовления: продолжается обучение учащихся конструированию и
моделированию швейных изделий (юбки, платье, брюки) и их пошиву.
Этика и эстетика трудового профиля: инструкции по технике безопасности (правила
поведения при проведении работ); требования к организации рабочего места; правила
профессионального поведения. Осваивают работу в бригаде с разделением труда по
операциям. Знакомятся с условиями труда на швейных предприятиях, получают знания и
умения по профессии оператор швейного оборудования. Предусмотрена экскурсия на
швейную фабрику, лабораторные работы.Учащиеся осваивают проектные технологии.
Планируемые БУД (базовые учебные действия)
личностные: сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни
регулятивные: принимать цель и готовый план деятельности, планировать деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты. Определять качество готового изделия.
познавательные: свойства тканей; назначение основных механизмов промышленной
швейной машины; назначение и технологию выполнения изделий; приемы влажнотепловой обработки. Определять ткань по внешнему виду и по волокнистому составу;
обрабатывать срезы обтачкой, ориентироваться в деталях кроя. Осуществлять
самоконтроль в процессе трудовой деятельности. Соблюдать правила санитарии, гигиены
труда и внутреннего распорядка, безопасности труда и пожарной безопасности.
коммуникативные: владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.

4. Тематическое планирование
4.1. Тематическое планирование 5 класс
Согласно базисному (образовательному) плану АООП для обучающихся с умственной
отсталостью пятого класса на изучение учебного предмета «Технология. Швейное дело»
отводится 216 часов в год. Предмет изучается в пятом классе 6 часов в неделю.
Тематическое планирование представлено в соответствии с учебниками «Технология.
Швейное дело» для пятого класса образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования,
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учебники, выпущены в свет
издательством «Просвещение».
Тематическое планирование уроков (6 часов в неделю)
№п/п
Раздел программы

Количество часов

1.
2.

Вводный урок
Материаловедение

4
8

3.

Машиноведение

21

4.

Работа с тканью

58

5.

Ремонт одежды

18

6.

Салфетка

12

7.

Сумка хозяйственная

18

8.

Наволочка с клапаном

15

9.

Накладной шов

8

10.

Двойной шов

6

11.

Практическое повторение

12

12.

Самостоятельная работа за четверть

15

ИТОГО

204

Количество часов, отведённых на освоение того или иного раздела, приведённое в данном
планировании, является условным и примерным. В процессе деятельности при
составлении
перспективного
планирования
учителю
необходимо
учитывать
психофизические особенности обучающихся, а также условия для проведения экскурсий.
Но это не может изменить общее количество учебных часов, отведённых на овладение
образовательной областью «Технология», профильный труд «Швейное дело» в
соответствии с учебным планом.

4.2.Тематическое планирование 6класс
Тематическое планирование уроков(6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
№п/п

Раздел программы

Количество часов

1
2

Вводный урок
Обработка обтачкой среза ткани

4
59

3

Машиноведение

7

4

Обработка сборок и складок

11

5

Ремонт одежды

10

6

Материаловедение

9

7

Фартук

23

8

Сорочка

9

9

Запошивочный шов

5

10

Накладной карман

8

11

Спортивное бельё

8

12

Летние головные уборы

17

13

Практическое повторение

19

14

Самостоятельная работа за четверть

15

ИТОГО

204

Количество часов, отведённых на освоение того или иного раздела, приведённое в данном
планировании, является условным и примерным.

4.3.Тематическое планирование 7класс
Тематическое планирование уроков (7 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
№ п/п

Раздел программы

Количество
часов

1
2

Вводный урок
Машиноведение

4
10

3

Пижама

26

4

Прямая юбка

35

5

Ремонт одежды

6

6

Материаловедение

18

7

Постельное бельё (наволочка, пододеяльник)

18

8

Ночная сорочка

28

9

Складки

7

10

Клёшевые и клиньевые юбки

24

11

Оборка

9

12

Практическое повторение

34

13

Самостоятельная работа за четверть

19

ИТОГО

238

Количество часов, отведённых на освоение того или иного раздела, приведённое в данном
планировании, является условным и примерным.

4.4.Тематическое планирование 8класс
Тематическое планирование уроков (7 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
№ п/п

Раздел программы

Количество
часов

1
2

Вводный урок
Вышивка гладью

4
12

3

Блузка

30

4

Цельнокроеное платье

36

5

Ремонт одежды

8

6

Отделка одежды

15

7

Отрезное платье

10

8

Технология изготовления рукава и воротника

23

9

Обработка кокеток

9

10

Блузка с застежкой

9

11

Массовое производство швейных изделий

4

12

Халат

37

13

Практическое повторение

26

14

Самостоятельная работа за четверть

15

ИТОГО

238

Количество часов, отведённых на освоение того или иного раздела, приведённое в данном
планировании, является условным и примерным.

4.5.Тематическое планирование 9класс
Тематическое планирование уроков (7 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
№ п/п

Раздел программы

Количество
часов

1
2

Вводный урок
Вышивка гладью

4
12

3

Блузка

30

4

Цельнокроеное платье

36

5

Ремонт одежды

8

6

Отделка одежды

15

7

Отрезное платье

10

8

Технология изготовления рукава и воротника

23

9

Обработка кокеток

9

10

Блузка с застежкой

9

11

Массовое производство швейных изделий

4

12

Халат

37

13

Практическое повторение

26

14

Самостоятельная работа за четверть

15

ИТОГО

238

5. Контрольно-измерительные материалы
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
- устный ответ, тест, технологический диктант, карточки-задания, кроссворды,
практическая работа, самостоятельная (контрольная) работа.
Выполнение заданий творческого характера:
- изделия декоративно-прикладного творчества, проектная и исследовательская
деятельность, квесты, интерактивные видео.
Работы контролирующего характера проводятся после каждой пройденной темы
программы. Мониторинг по предмету позволяет устранить разрыв между возможностями
учащегося и учебной программой, своевременная диагностика позволяет сделать отбор
методов обучения и программного материала, которые отвечают особенностям ученика,
т.е. наиболее эффективны для него.
График и перечень работ прилагается к КТП.

Таким образом, система контрольно-измерительных материалов позволяет отслеживать
развитие учащихся на всех этапах трудовой учебной деятельности.

6. Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 5
класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
Наименование

Примечание

объектов по учебно-методическому
обеспечению
Книгопечатная продукция
1. А.А.

Еремина

«Методические

рекомендации 5-9 класс»

2. Г.Б.Картушина,

Г.Г.

«Технология.
дело».5,6,7,8,9

Мозговая
Швейное

класс.:

М.:

Просвещение,2014.

Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы.
Учебник предназначен для детей с ОВЗ и
реализует требования Iварианта БУП СКОУ
VIII вида (сборник программ для 5-9
классов С(К)ОУ VIII вида под редакцией
В.В. Воронковой)

Электронный ресурс
3. КартушинаГ.Б.
Электронные
приложения к завершённой линии
учебников и рабочим тетрадям
«Технология. Швейное дело» 5,6,7
класс для организаций, реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями

Данное электронное сопровождение
предполагает
включение
педагогом
практического обучающего материала в
учебный процесс на уроках и во внеурочное
время.
Привлечение данного ресурса дает
дополнительную возможность активизации
учебной деятельности умственно отсталых
школьников, расширения их представлений
в
связи
с
изучаемым
предметом,
формирования их жизненной компетенции
и социальной адаптации.

7. Материально-техническое обеспечение
№

Наименования объектов и
средств материальнотехнического обеспечения
образовательной
деятельности.

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (полиграфическая продукция):
1

Федеральный
Демонстрационны Стандарт,
примерная
государственный
программа, рабочая программа
й экземпляр
образовательный
стандарт
входит в состав обязательного
обучающихся
с (1 экз.)
программно-методического
ограниченными
обеспечения
швейной
возможностями здоровья
мастерской.

2

Федеральной адаптированной Демонстрационны
основной
й экземпляр
общеобразовательной
программы обучающихся с (1 экз.)
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства
просвещения
РФ от 24.11.2022 №1026

3

Рабочие
программы
по Демонстрационны
предмету
«Технология й экземпляр
(Швейное дело)» для 5-9класса
образовательных организаций (1 экз.)
для
обучающихся
с
нарушением интеллекта.

4

Учебник
«Технология.
Швейное дело» для 5,6,7
класса
образовательных
организаций для обучающихся
с нарушением интеллекта.

7

Методические
пособия Демонстрационны
(рекомендации к проведению й экземпляр
уроков технологии).
(1 экз.)

8

Учебно-наглядные пособия

Полный комплект
(исходя
из
реальной
наполняемости
класса)

Полный комплект
(исходя
из
реальной
наполняемости
класса)

Наглядные пособия в виде
таблиц
по
технике
безопасности,
материаловедению,
машиноведению,
швейному
делу;
дидактический
раздаточный
материал:

карточки-задания
по
технологии
изготовления
изделия.
Печатные пособия:

9

Дидактический раздаточный
материал: карточки-задания по
технологии
изготовления
изделия.

Полный комплект
(исходя
из
реальной
наполняемости
класса)

10

Предметно-операционные,
Демонстрационны
графические планы, схемы и й экземпляр
чертежи,

В
целях
правильной
организации
деятельности
обучающихся, развития у них
способности к планированию
и
умения
соблюдать
технологию
изготовления
изделий
необходимо
использование
наглядных
пособий,
учитывающие
специфику их восприятия и
аналитические способности.
Все печатные пособия могут
быть
представлены
в
демонстрационном
(настенном), индивидуальном
(раздаточном),
полиграфическом виде и на
электронных носителях.

Информационно – коммуникационные средства:
11

Мультимедийные обучающие (7-8 экз.).
презентации по швейному
делу, видеоуроки, ЦОРы.

12

Электронное приложение
учебнику, ЦОРы

программа MSPowerPointдля
создания
мультимедийной
продукции.

к Не ограниченное Настоящий
электронный
ресурс
является
количество
своеобразным интерактивным
опорным конспектом для
учителя. При необходимости
педагогу
следует
адаптировать задания и давать
дополнительные пошаговые
инструкции,
отбирать
и
предлагать
актуальную
информацию для учащихся,
осуществлять
помощь
обучающимся в применении
инструментария
и
демонстрировать
способы
действия при выполнении
интерактивных заданий.

Технические средства обучения:
13

Ноутбук

по 1 экз.

жалюзи

Колонки,
Принтер\сканер\копир
Компьютер с
обеспечением.

программным

Слайд – переключатель
Мультимедиа-проектор.
Магнитная
доска
с
необходимым
набором
приспособлений
для
крепления
наглядного
материала.
Экран.
20

Не ограниченное
количество

Экранно – звуковые пособия:
аудиозаписи музыки,
видеофильмы,
презентации:

тесты

и

(по каждой теме)

Учебно-практическое оборудование:
21

Полный
комплект
1.
Краски
акварельные, (исходя
из
гуашевые.
реальной
2. Фломастеры
разного наполняемости
цвета
класса)
3. Цветные карандаши
4. Бумага рисовальная А3,
А4 (плотная)
5. Бумага цветная разной
плотности.
6. Картон цветной, серый,
белый
7. Бумага
в
крупную
клетку
8. Ткани (разные виды)
9. Нитки (разные виды)
10. Природные материалы
(засушенные
шишки,
крупа, ракушки и т.д.)
11. Клей
ПВА,
универсальный
клей,
клеящий карандаш.
12. Шнурки для обуви

Материалы:

Типовое оборудование для
уроков технологии в каждом
классе
рассчитывается
на
одного
обучающегося
ежегодно, в соответствии с
видами
работ,
предусмотренными
образовательной программой.

(короткие, длинные)
13. Тесьма,
кружево
(разные виды)
Полный
22 Инструменты:
комплект
1. Кисти из щетины № 3, (исходя
из
10, 20
реальной
2. Ножницы для бумаги
наполняемости
3. Ножницы для ткани
класса)
4. Иглы
швейные
с
удлиненным (широким)
ушком.
5. Карандашная точилка.
6. Распарыватели
7. Сантиметровая лента
8. Линейки закройщика
9. Лекало портновское
10. Ножницы портновские
закроечные
11. Ножницы «зиг-заг»
Полный
23 Вспомогательные
комплект
приспособления:
(исходя
из
1.
Подкладные салфетки
реальной
2.
Коробка для хранения.
наполняемости
3.
Баночка для клея
класса)
4.
Листы
бумаги
для
работы с клеем (макулатура)
5.
Тряпочки
или
бумажные салфетки (влажные)
для вытирания рук.
6. Модели и натуральный ряд
1.
Манекен
(женский,
детский, мужской)
2.
Изделия декоративно –
прикладного
искусства
и
народных промыслов.
3.
Образцы изделий
4.
Коллекция
«Виды
бумаги»
5.
Коллекция
«Виды
ниток»
6.
Коллекция
«Виды
волокон»
Игры:
24

3шт
Демонстрацион
ные экземпляры

1 шт
2 шт
7 шт

(хлопок, шерсть, лён, шелк)

Демонстрационны
Использование
игр
на
уроках технологии создает
й экземпляр
1. Шахматная доска с шашками.
условия для формирования
2. Игра «Юный модельер».
(1 экз.)
положительной
мотивации
3. «Шахматы»,
«лишний
учения у обучающихся.
предмет».

25

Игры:

4. «Что перепутал художник».
5. «Нарды».
6. «Пазлы».
7. «Лабиринт».
26 Игрушки:
1. 1.Игрушка «Кукла-скрутка»
2.
Мягкие игрушки
3.

Кукла

Демонстрационны
й экземпляр
(1 экз.)
(3 экз.)
(1 экз.)

Оборудование помещения:
27

Для учителя:

Классная доска.
Учительский стол.
Шкафы для хранения
материалов,
инструментов.
4.
Скульптурный станок
(напольный
и
настольный).
5.
Стеллажи для выставок
детских работ.
6.
Компьютерный стол
7.
Ниша для таблиц
8.
Рабочее
место
преподавателя
со
швейной машиной
9.
Машина вязальная
10.
Машина вышивальная
11.
Краеобметочная
машина (оверлок)
Полный комплект
Для обучающихся:
(исходя
из
учебные места
реальной
наполняемости
рабочее место ученика (2
класса)
предмета) в составе: швейная
машина, стол швейный
1.
2.
3.

28

Демонстрационны К оформлению помещений,
помимо чисто педагогических
й экземпляр
требований,
связанных
с
(1 экз.)
функциональным назначение
каждого отдельного интерьера,
предъявляются и определенные
эстетические
требования.
Однако надо помнить, что
классная комната в первую
очередь предназначена для
занятий,
поэтому
все
декоративные элементы
и
информационные стенды могут
располагаться только на задней
стене
класса,
чтобы
не
отвлекать
внимания
обучающихся.

Стол раскройный
Утюг
Отпариватель
Доска гладильная

Одноместные
или
двухместные столы и стулья
на 16 посадочных мест.
Рабочее
место
должно
отвечать
необходимым
параметрам – как структуре
тела
ребенка,
так
и
эстетическим нормам. Сюда
входят
рациональное
расположение инструментов и
поделочного материала на
рабочем месте, отсутствие
лишних предметов на столе,
чистота. Это свидетельствует
об
образцовом
порядок,
который диктует готовность к

внутренней дисциплине.
Планировка рабочих мест
должна обеспечить удобную
позу
и
выполнение
экономических,
плавных,
ритмических
движений.
Неудобное положение при
работе вызывает физическое
утомление, деформирует тело,
снижает работоспособность.
Минимальное необходимое оборудование уроков швейного дела:
- индивидуальное рабочее место-двухместные ученические столы с легко моющимся
светлым покрытием и стулья. Столы устанавливают вдоль помещения в два ряда с целью
облегчения восприятия демонстрируемых приёмов или материалов. Естественный свет
должен падать на рабочее место учащегося слева. Самое удалённое от окон место занятий
не должно находиться далее 6 м. Расстояние от первого рабочего места до учебной доски
- не менее 2,4 м. Наибольшая удалённость последнего ученического стола от учебной
доски не должна превышать 8 м.
- рабочие места общего пользования - швейные машины, гладильные доски, столы для
построения чертежей в натуральную величину, изготовления выкроек и раскроя и др.
Швейные машины устанавливают вдоль окон в один-два ряда так, чтобы естественный
свет при работе падал на лапку машины слева или спереди.
-инструменты и приспособления для обработки материалов.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием.
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения,
бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к
урокам технологии.
В
соответствии
с
действующими
санитарно-гигиеническими
нормами
предусматривается дополнительное освещение классной доски. Электронное,
компьютерное оборудование располагается в соответствии с действующими нормами
СаНПиН.
Для выполнения влажно-тепловой обработки изделий оборудовано постоянное
рабочее место с учётом требований безопасности труда, пожарной и электробезопасности.
В швейной мастерской есть аптечка с необходимыми для оказания первой помощи
перевязочными материалами, набором медикаментов и инструкцией по оказанию первой
помощи.

8. Лист корректировки календарно-тематического планирования
Рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд"
(V - IX классы) предметной области "Технология"
профиль «Швейное дело»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
2023-24 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану
дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти