РПД 1 доп. 2 год обуч. 23-24

Содержание
Пояснительная записка

3

Описание места коррекционного курса в учебном плане

9

Личностные и предметные результаты

10

Содержание коррекционного курса

11

Календарно - тематическое планирование

13

Контрольно-измерительные материалы

21

Материально-техническое обеспечение

24

Учебно-методическое обеспечение

25

Лист корректировки календарно-тематического планирования

26

2

Пояснительная записка
Рабочая
программа коррекционного курса «Развитие познавательной
деятельности» предназначена для учащегося 1 дополнительного «г» класса МБОУ
СКОШИ ЧГО.
Данная программа коррекционного курса разработана на основе:
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1023;
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования МБОУ СКОШИ ЧГО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, вариант 8.3;
Устава школы.
Программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности»
разработана на основе программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для
учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.
В учебном плане коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»
представлен с расчетом 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных
каникул, предусмотренных для 1 дополнительного класса.
Программа входит
в
коррекционно – развивающую область учебного плана
образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной
психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая
рассматривается как система развивающих и коррекционных технологий, направленных
на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей
психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с
окружающей средой.
Реализация программы коррекционного курса осуществляется с учетом
особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития
достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с
учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями,
с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в
классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и
понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции
познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр,
развития психических процессов, большого количества наглядности.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием
общих способностей предполагается исправление присущих учащимся с ограниченными
возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них
относительно сложных видов психофизической деятельности.
Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком
каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное
многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной
социализации его в обществе.
Предлагаемый коррекционный курс направлен на решение следующих задач:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
3

- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Средства, формы и методы коррекционной работы:
наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;
групповые
занятия;
- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с
окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.
Коррекционный курс предусматривает изучение следующих разделов:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
При переходе из класса в класс задания усложняются по объёму и по сложности,
что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных
с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и
серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у
учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий
предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации
движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в
программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильнодвигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые
невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового
анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной
недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и
недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и
старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность,
поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно
большое количество ошибок при распознавании объектов.
Сложность создания
осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе
синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у
детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей
(верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
4

предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С
учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными
нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и
последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации
общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения
форм. Им свойственны фрагментарность, обеднённость восприятия, слабая
направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при
знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований
не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но
и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно
выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать
плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом
своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной
недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром.
К
ним
относятся:
замедленность,
узость
восприятия,
недостаточная
дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию
мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут
выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы —
восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в
новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в
окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие
осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию
окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое
значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно
сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на
оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется
информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания
дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание
осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного,
двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с
интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового
восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно
реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать
обращенную к ним речь. Причина - в задержанном созревании фонематического слуха —
основы для восприятия речи окружающих. Для решения указанных недостатков в
программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для
организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки
проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках
русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда
остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории,
близлежащих
улицах.
Пространственные
нарушения
оцениваются
многими
исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов,
встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение
детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на
поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с
интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных
понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это
5

очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так
как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении,
текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем,
например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на
реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной
временной интервал.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны.
Теоретической
основой
программы
коррекционных
занятий
явились
концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития
аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях
его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об
учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической
помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе
реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Основные
принципы,
на
которых
базируется
данная
программа
(А.А.Осипова):
1) Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на
создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных
возможностей
гармонического
развития
личности
в
целом.
2) Принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса
оказания
психологической
помощи
в
развитии
ребенка.
3) Деятельностный принцип коррекции – определяет тактику проведения коррекционной
работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие
всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь
средством,
ориентирующим
его
активность.
4) Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Этот
принцип согласует требования хода психического и личностного развития ребенка
нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости
конкретного
пути
развития
–
с
другой.
5) Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует
о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на
более развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и
использование методов, которые их активизируют, оказываются эффективным путем
коррекции
интеллектуального
и
перцептивного
развития
ребенка.
6) Принцип возрастания сложности говорит о том, что, переходя от простого к сложному,
каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально
сложному.
7) Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации
коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только
после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем
материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Учитель имеет право самостоятельного выбора методического аппарата
(технологий, методик, приемов и др.) психолого-педагогической деятельности.
В условиях реализации программы актуальными являются технологии:
- Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует
достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям
современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить
имеющийся опыт и выявить его результативность.
6

- Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
- Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения
здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений
и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной
жизни.
Методы и приемы реализации программы:
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через
обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику,
коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.
Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя
полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или
расположившись в разных концах кабинета.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности:
музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление присущих учащимся с ограниченными
возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них
относительно сложных видов психофизической деятельности.
Коррекционный курс по данной программе планируют посещать 5 человек: 5
мальчиков.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их
образовательных потребностей. У учащихся выявляются текущие психические и
соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
При работе требуется повторение и дробление инструкции, активная помощь
педагога, показ. Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный,
неустойчивый характер.
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и
характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими
являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с
динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и
стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением
психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой
сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком
круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток
на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет
сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне
зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при
аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или
умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра
обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и
даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют
избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и
степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы
детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером
избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной
организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов,
способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.
Программа составлена для обучающегося с РАС 1дополнительного класса (второй
год обучения). Сопровождается на уроках тьютором.
7

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

-

1 человек

-

-

Описание детей с РАС второй группы. Дети имеют лишь самые простые формы
вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически
освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной
жизни. Проблемой этих детей является крайняя фрагментарность представлений об
окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным
стереотипом.
Эти дети, как правило, хотят идти в школу, интересуются другими детьми и
включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении,
возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в
окружающем. При всех проблемах социального развития, трудностях адаптации к
меняющимся условиям такой ребенок при специальной поддержке в большинстве случаев
способен обучаться в условиях детского учреждения.

8

Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания адаптированной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, вариант 8.3.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательным
коррекционным курсом «Развитие познавательной деятельности».
В учебном плане коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»
представлен с расчетом 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул,
предусмотренных для 1дополнительного класса.
I четверть: 16 часа;
II четверть: 16 часа;
III четверть: 18 часов;
IV четверть: 16 часа.

9

Личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные результаты включают:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности;
- формирование установки к работе на результат.
Определяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметные результаты:
1 уровень (достаточный)
При организующей и активизирующей помощи учащиеся 1 класса должны уметь:
- различать, соотносить и называть основные цвета: оранжевый, фиолетовый. Уметь
классифицировать и группировать предметы по этому признаку;
- узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб;
- уметь сравнивать предметы по одному из признаков;
- уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три
предмета ( наложением, приложением « на глаз»);
- ориентироваться по схеме тела на листе бумаги;
- выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели.
- выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого;
- уметь выполнять правильный, длительный выдох, расслаблять мышцы кисти и пальцев
рук, автономные движения, стимулирующие упражнения при организующей помощи
после словесной инструкции;
- пользоваться письменными принадлежностями.
2 уровень (минимальный)
При разнообразных видах помощи (организующей, активизирующей и контролирующей)
учащиеся 1 класса должны уметь:
- различать, соотносить основные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый. Называть
основные цвета;
- узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб. Называть при контролирующей помощи
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам (наложением,
приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий?»;
- сравнивать предметы по одному из признаков;
- ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи;
- иметь представления о сутках, днях недели;
- уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и
крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции (простые
упражнения и движения).

10

Содержание коррекционного курса
Название раздела, темы

Кол-во часов

Обследование учащихся

3

Повышение энергетического потенциала

5

Развитие моторики; графомоторных навыков

9

Тактильно-двигательное восприятие

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

16

Развитие зрительного восприятия

4

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,

3

вкусовых качеств, барических ощущений)
Развитие слухового восприятия

5

Восприятие пространства

6

Восприятие времени

2

Всего: 62 часа (при корректировке дат, отведенных для проведения курса)
В содержание курса 1 дополнительного класса входит:
Раздел 1. Обследование детей.
Раздел 2. Повышение энергетического потенциала.
Отработка дыхательных упражнений, знакомство с 4-х фазным дыханием,
длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж
для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на
тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и
инструкции.
Раздел 3. Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и
движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и
повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков,
бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с
пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные
температурные ощущения (холодный-горячий). Различение и сравнение разных
предметов по признаку веса (тяжелый- легкий).
Раздел 5. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок
зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 6. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
11

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения
упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур.
Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с
геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по
высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже,
одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из
составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном
материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное
восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение
изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения
для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений).
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус
(кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах
приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжелый - легкий).
Раздел 9. Развитие слухового восприятия.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и
речевым звука.
Раздел 10. Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги),
правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве
(вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка
в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги
(центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Раздел 11. Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера,
сегодня, завтра. Дни недели.

12

Календарно-тематическое планирование

ПТБ на уроках. Обследование

04.09

учащихся.

08.09

Обучение дыхательным

11.09

Вид
контроля

Оборудование,
информационное
обеспечение
Диагностические

Оценивание

Дата

учащихся

диагностика

Тема

задания

Картотека упражнений

упражнениям и специальным

на дыхание

способам повышения
энергетического потенциала
Обучение способам релаксации,
снятия мышечных зажимов
18.09

Отработка

стимулирующих

упражнений

и

отдельных

массажа
частей

выполнение

по

22.09

для
тела,

показу

Музыкальная колонка,

15.09

Наблюдение

Повышение энергетического потенциала

Первичная

Раздел

музыка для релаксации.
Картотека упражнений
на релаксацию
Массажный мячик и
эластичные колечки Су-

25.09

джок

29.09

«Дартс», «Кольцеброс»

и

Развитие

крупной

моторики.

Целенаправленность выполнения
действий

и движений

по

инструкции педагога (бросание в
цель)
Развитие

крупной

моторики.

02.10

Целенаправленность выполнения
действий

и движений

по

инструкции педагога (повороты,
перестроения)

13

Наблюдение

Развитие моторики, графомоторных навыков

инструкции

Игра «Роботы»

Формирование чувства равновесия

06.10

Развитие

09.10

согласованности

действий
частей

и движений
тела

движениями

разных

(повороты
рук,

«Дорожка следов»

ходьба

с
с

изменением направления и т. д.)
Развитие

навыков

владения

Карандаш, ручка.
Материалы из набора
«Пертра».
Упражнение «Трудные

13.10

письменными принадлежностями

Обводка

по

трафарету

(внутреннему

16.10

и внешнему)

и штриховка
Развитие координации движений
руки

и глаза

Наблюдение

(карандашом, ручкой)

в

Трафареты внутренние и
внешние

20.10

Игры со шнурками.
Дидактическая игры
«Цветная гусеница»,
«Бусы»

рваной

23.10

Цветная бумага, картон.

Вырезание

27.10

Бумага, ножницы

13.11

Дидактическая игра

(завязывание

шнурков, нанизывание бусин)
Работа

виражи»

технике

аппликации
Сгибание

бумаги.

ножницами прямых полос. ПТБ
при работе с ножницами
ощупь

величины

(большой -

предмета

маленький -

«Чудесный мешочек»

самый

маленький)
Определение

на

ощупь

17.11

плоскостных фигур и предметов
Упражнения

в

раскатывании

20.11

пластилина. Лепка «Угощение»
Игры с крупной мозаикой

24.11

Наблюдение

Тактильно-двигательное восприятие

ПТБ на уроках. Определение на

Плоскостные фигуры и
предметы
Пластилин, стека,
дощечка
Наборы крупной
мозаики

14

Формирование

ощущений

от

Дидактическая игра

27.11

различных поз тела, вербализация

«Море волнуется»

Кинестетическое и кинетическое развитие

собственных ощущений
Движения

и позы

верхних

и нижних конечностей (сенсорная
для

ног,

«акробаты»,

имитация ветра)
Движения

и позы

головы

по

04.12

показу, вербализация собственных
ощущений
Выразительность
Имитация

движений

Наблюдение

тропа

движений.

08.12

Игры: «Зоопарк»,

(оркестр,

11.12

«Оркестр»

сенсорных

15.12

Плоскостные
геометрические фигуры:
круг, квадрат,
прямоугольник,
треугольник.

повадки зверей)

Формирование
эталонов

плоскостных

геометрических
(круг,квадрат,

фигур

18.12

прямоугольник,

Наблюдение

треугольник)

предметов

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование

Сенсорная тропа для ног

01.12

Электронная
презентация
«Геометрические
фигуры».
Интерактивная игра
«Геометрические
фигуры».
(http://malysh.club)

Выделение
обозначение

формы
формы

предмета,

22.12

предмета

словом. Группировка предметов

«Расставь фигуры».

и их изображений по форме (по
показу:

круглые,

Загадки про
геометрические фигуры.
Интерактивная игра

(http://www.igraemsa.ru)

квадратные,
15

прямоугольные, треугольные)
Подбор

к

фигуре

предметов

25.12

похожих по форме

Интерактивная игра
«Цветные фигуры».
(http://www.igraemsa.ru);
Дидактическая игра
«Сортёр»

ПТБ

на

уроках.

Работа

с

12.01

геометрическим конструктором

Дидактическая игра «К
каждой фигуре подбери
предметы, похожие по
форме».
Интерактивная игра.
(http://www.igraemsa.ru)

Различение

предметов

по

15.01

величине (большой - маленький)
Сравнение двух предметов

по

Наборы геометрического
конструктора

19.01

высоте и длине

Предметы разной
величины; картинный
материал.
Электронная
презентация «Большоймаленький».
Интерактивная игра
«Русские матрёшки».
(http://www.igraemsa.ru)

Сравнение двух предметов

по

22.01

Электронная
презентация «Высокий,
длинный»

геометрических

26.01

Электронная
презентация «Широкий,
толстый».
Интерактивная игра
«Шире или уже».
(http://malysh.club)

29.01

Наборы геометрических

ширине и толщине
Моделирование

фигур из составляющих частей по
образцу

Знакомство с основными цветами
(красный,

желтый,

зеленый,

фигур, образцы

синий, черный, белый)

02.02

конструкций

Различение

05.02

Электронные
презентации «Что бывает
красным, что бывает
жёлтым и т.д.
Дидактическая игра
«Назови цвет предмета».
Электронные игры про
цвета.

и обозначение

основных цветов

16

(https://www.igraemsa.ru).
Игры на
цветовосприятие.
(Приложение 1).
Настольно-печатная игра
«Цвета».
Интерактивные
раскраски.
(http://malysh.club)
Конструирование

объемных

09.02

предметов из составных частей (2-

Составление целого из частей (2-3

19.02

детали) на разрезном наглядном
26.02

материале
Формирование
зрительного

навыков
анализа

(обследование
состоящих

01.03

Наблюдение

3 детали)

и синтеза

«Эталоны цвета»,
«Цветные квадраты»
(В.Воскобович).
Дидактическая игра
«Угадай, какого цвета».
Интерактивная игра
«Ошибки художника».
(http://www.igraemsa.ru)
Конструктор

Пазлы, разрезные
картинки

предметов,

из

2-3 деталей,

по

инструкции педагога)

Нахождение

признаков

Дидактические игры по

04.03

двух

формированию навыков

предметов

зрительного анализа
и синтеза: «Найди тень

Упражнения

на

развитие

11.03

зрительного восприятия
Упражнения

для

профилактики

Наблюдение

Развитие зрительного восприятия

и общих

отличительных

предмета», «Найди
лишний предмет»,
«Найди букву».
Дидактическая игра
«Сравни предметы»

15.03

и коррекции зрения

Дидактическая игра «Что
изменилось» (3—
4 предмета).

17

Развитие осязания (контрастные
температурные

ощущения:

презентации для

холодный - горячий), обозначение

профилактики и

словом

коррекции зрения

Вкусовые

ощущения

(кислый,

Картинный

22.03

сладкий, горький, соленый)

демонстрационный

Развитие

обоняния

(приятный

01.04

запах - неприятный запах)
ПТБ на уроках.

Выделение

05.04

и различение звуков окружающей
среды

(стон,

звон,

Наблюдение

материал

предметов

Восприятие особых свойств

Электронные

18.03

Дидактическая игра
«Узнай по вкусу»
Дидактическая игра
«Определи по запаху»

гудение,

жужжание)
Различение музыкальных звуков 08.04

Дидактическая игра

и звуков

«Узнай на слух»

окружающей

среды

(шелест листьев, скрип снега, шум

Развитие слухового восприятия

шин).

Прослушивание

музыкальных произведений
речевых

12.04

и музыкальных звуков

15.04

Имитация крика животных

19.04

Наблюдение

Различение

Электронная
презентация «Звуки
окружающей среды».
Музыкальная колонка,
картотека музыкальных
произведений.
Дидактическая игра
«Угадай звук»

Ориентировка

на

собственном

теле (правая или

левая рука,

Дидактическая игра «Кто

22.04

и как голос подает»

правая или левая нога)
в

пространстве

(вперед,

назад

и т. д.)
Ориентировка

в

помещении

Дидактические игры:

26.04

29.04

(классная комната). Определение
18

Наблюдение

пространства

Восприятие

Движение в заданном направлении

«Моё тело», «Покажи
правильно», «Что умеют
делать ваши руки?»
Карточки-стрелки.
Дидактическая игра «Где

расположения

предметов

спрятан клад»

в помещении
Ориентировка в линейном ряду
(крайний

предмет,

первый,

03.05

Дидактические игры:
«Куда пойдешь и что
найдешь?», «Найди
игрушку»

06.05

Демонстрационный

на

третьем месте и т. д.)

Ориентировка на листе бумаги
(центр, верх, низ, правая или левая

материал Н.Я Семаго

сторона)
Составление

на

комбинаций
плоскостных

листе
из

бумаги

Листы бумаги.
Мини- коврограф,

13.05

полосок,

пространственные

геометрических

карточки В.Воскобовича

фигур. Расположение предметов
на листе бумаги
Сутки. Части суток (утро, день,
вечер,

ночь).

Упражнения

Полоски бумаги.

17.05

на

Дидактическая игра

графической модели «Сутки»
Последовательность

событий

«Расположи верно»
Графическая модель
«Сутки».
Демонстрационный
материал «Части суток».
Электронная

20.05

(смена времени суток). Понятия

Неделя. Семь суток. Дни недели.

24.05

Порядок дней недели

Наблюдение

Восприятие времени

«сегодня», «завтра», «вчера»

презентация «Сутки»
Раздаточный картинный
материал. Электронная
презентация «Вчера,
сегодня, завтра».
Электронная
презентация «Неделя».
Стихи про дни недели.
Дидактическая игра
«Веселая неделя»

19

Диагностическое занятие

Диагностические

27.05

Оценивание

Диагностика

материалы

20

Контрольно-измерительные материалы (описание)
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей.
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О.
Гуревича):
Оценка статического равновесия
сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с. в позе «Аист»: стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на
поясе.
Оценка динамического равновесия
преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги
коробок спичек.
2. Оценка ручной моторики:
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и
пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из
первого и каждого следующего пальца;
координация движений обеих рук «кулак - ладонь»: руки лежат на столе, причем одна
кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение
положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с
соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех
элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ)
правой и левой рукой попеременно;
узнавание на ощупь плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник).
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
раскладывание в ряд карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до
самого светлого;
называние и показ всех цветов спектра, называние и показ оттенков цвета.
5. Различение формы
группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд
треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из
предложенных).
6. Восприятие величины
раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2
до 20 см;
ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия,
определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал
экспериментатор.
7. Оценка зрительного восприятия:
узнавание и называние реалистичных изображений;
узнавание контурных изображений;
узнавание зашумленных и наложенных изображений;
выделение букв и цифр, написанных разным шрифтом, перевернутых.
8. Оценка слухового восприятия:
воспроизведение несложных ритмических рисунков;
21

определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на устройство):
шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки;
услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего
звука).
9. Оценка пространственного восприятия:
показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу,
вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле,
сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);
конструирование по образцу из счетных палочек.
10. Оценка восприятия времени:
с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть
суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна
закончится, какое время года наступит?» и т. д.).

22

Мониторинг уровня освоения разделов коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности»
учащимся 1 дополнительного «г» класса (второй год обучения)
2023-2024 учебный год
Разделы
коррекционного
курса

Повышени
е
энергетиче
ского
потенциала

Развитие
моторики;
графомоторн
ых навыков

ФИ учащегося
1

2

1

Тактильно
двигательн
ое
восприяти
е

Кинестетичес
кое и
кинетическое
развитие

Восприятие
Развитие
Восприят Развитие Восприяти
формы,
зрительно ие
слуховог е
величины,
го
особых
о
пространст
цвета;
восприяти свойств
восприят ва
конструирова я
предмето ия
ние
в
предметов
1-показатель на начало изучения раздела курса; 2- показатель на конец изучения раздела курса
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

Егор Ч.
0123-

низкий уровень (знания и умения не сформированы);
низкий уровень (знания и умения сформированы частично, нуждается в организующей помощи педагога);
средний уровень (знания и умения сформированы не полностью, может выполнить часть работы самостоятельно);
высокий уровень (знания и умения сформированы полностью, может применить их на практике).

23

Восприят
ие
времени

1

2

Итогов
ый
показа
тель
уровня
освоен
ия
коррек
ционн
ого
курса
на
конец
учебно
го года

Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий коррекционного курса используются специально
организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, дидактические игры и пособия:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (конструкторы, пирамидки, геометрические фигуры, геометрическое лото,
вкладыши-формы и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для
развития крупной моторики (мячи, кольцебросы; для развития мелкой моторики:
шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы;
иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного
расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир
вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие
установлению сходства и различия классификационных признаков, определению
временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными
изображениями, серии карточек);
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки,
аппликации, выполнения графических заданий).
ноутбук, принтер, тетради, карандаши, ручки, коврограф большой, коврографы малые.

24

Учебно-методическое обеспечение
1.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».
2.
Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
3.
Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
4.
Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
5.
Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
6.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей
6-10 лет. – М.
7.
Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва.
– М.
8.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
Практикум для психологов и логопедов. – М.
9.
Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей,
родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и
взрослых. СПБ. «Кристалл».
13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н.
Аванесовой. – М.
15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М.,
ТЦ «Сфера».
16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.

25

Лист корректировки
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности»
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вариант 8.3,
1 дополнительный «г» класс (второй год обучения)
2023/2024 учебный год
№
урока

Тема

Количество
часов
по
дано
плану

26

Причина
корректировки

Способ
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти