РП РиАК 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
кСпециальная (коррекционная) обruеобразовательная школа- инl,ернат для учащихся!
воспитанников с ограtIиченными возможнос,гями здоровья Чайковского городского
округа)
согласовано
Зам.диtl,по УВР

Рассмотрена на
педагогическом совете

;-qаh

Протокол

Zоганичева|l.В,
pJ/^ 2о2зг.

от <3й>

Nl

Утвертсдаtо

?

trf

чго

ar2

2о2зг.

I-].

\4.

2023г.

l)лбоч:tlt Ilp0I,p:lNI]tta tro t,.rcбtIorI}, tlpe]l}tel y
l(O)l}l),IIItKlllllIrt> ltllcltrIc,t ltoii об. ttс l tt

<<ЯI

lыtt lt рсчеl]llrI IIl):lli,I,1Ili:l)'

1lлilIL1,IlpoBillIIItlii tlctttltrttol"l oбItlcoб1l;r,rollit,tcltbttclii Itptlt,lr:tпtlIl,t tlбpltзtltlittlltlI

oб1,.rltotrlrtxcяc\,пIc,I,tleltlltliiOIclil-цuclblu(IlllгcJ1.1clilyilJlblIы]\IIlII1lpyпIcltItrtпtrt),
Ba1lllatt

l

2

4 класс
202З12024 учебный год

Учителя: Заякина Ирина Александровна
Щелкаlrова I-{аталья Владимировна

г.rIайковсrtlлй.202З

Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка………………………………………………………...………..3
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане………………….……..4
Личностные и предметные результаты…………………………………………….…..5
Содержание учебного предмета (коррекционного курса)…………...……………….6
Календарно-тематическое планирование……………………………………..….…..10
Контрольно – измерительные материалы………………………………………….…26
Материально-техническое обеспечение………………………………………...……29
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………….……..29
Лист корректировки календарно-тематического планирования…………………...31

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ ЧГО
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее АООП УО(И/Н));
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У части обучающихся
физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика,
указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, некоторые обучающиеся с
трудом произносят отдельные звуки и слоги. У части обучающихся отсутствует
потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования
форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У части обучающихся отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У части обучающихся устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации включает
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную
среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
Цель обучения формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи:
 Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
 Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
 Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.

Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание
смысла узнаваемого слова.

Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Обучать навыкам чтения и письма.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках речи и альтернативной
коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников:
 развитие зрительного восприятия;








развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Используемый учебно-методический комплект (учебник, методическое пособие)
1. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
2. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./ А.К. Аксёнова,
С.В. Комарова, М.И. Шишкова – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
3. Чтение, 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./ С.Ю. Ильина,
А.К.Аксёнова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. – 7-е издание. - М.: Просвещение, 2018.
4. Чтение, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./ С.Ю. Ильина,
А.А.Богданова. – 6-е издание. - М.: Просвещение, 2018.
5. Русский язык, 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./
Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – М.: Просвещение, 2018.
6. Русский язык, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./
Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – М.: Просвещение, 2018.
Особенности организации образовательного процесса по предмету
 Охранительный педагогический режим.
 Использование здоровьесберегающих технологий.
 Дозирование физической нагрузки.
 Проведение физкульт пауз с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
 Формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Формы обучения: уроки.
В процессе обучения используются практические (упражнение, манипуляция с
предметом), наглядные (иллюстрирование, показ) и словесные методы (рассказ, беседа,
инструктаж), наблюдение, любование, использование символических средств
(пиктограммы, карточки, схемы), а также игровые приемы.
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные
проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в
формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении
знаниями, умениями и навыками.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметная
область «Язык и речевая практика», учебный предмет «Речь и альтернативная
коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет.
В учебном плане предмет представлен в 4 классе 2 часами в неделю. Образовательная
организация вправе увеличить объем часов, отводимых на освоение учебного предмета, за
счет части адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),

формируемой участниками образовательных отношений. Добавлен 1 час в неделю.
В итоге общее количество часов на изучение учебного предмета составляет 102 часа в
год (3 часа в неделю).
Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение
занятий по речи и альтернативной коммуникации с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание
предмета недоступно, программа по речи и альтернативной коммуникации не включается
в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный
учебный план.
Личностные и предметные результаты
Предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
Личностные результаты:
1) Освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
3) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных
ситуаций;
4) Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
5) Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
6) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

Содержание учебного предмета
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 1).
№
1.

Раздел
Раздел "Коммуникация".

Содержание
91.2.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком
(словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с
просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия)
звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы
на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на
заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
91.2.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия
(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих
желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография,
цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием таблицы букв.

2.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает
воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о
себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний,
согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих
желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
Развитие
речи
91.2.2.1. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
средствами вербальной и Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса,
невербальной
педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
коммуникации.
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых
предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
91.2.2.2. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса,
педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные

принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние
(употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о
прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану,
представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
91.2.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства)
для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы).
91.2.2.4. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для
обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по
содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

3.

Чтение и письмо.

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной
картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием
графического изображения (электронного устройства).
91.2.3.1. Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
91.2.3.2. Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов
графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
91.2.3.3. Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога,
слова, предложения).

Календарно-тематическое планирование
Выбор тем и порядок их изучения определяется с учетом психофизических особенностей учащихся и их способности к обучению.
Календарно-тематическое планирование представлено 2 уровнями изучения материала.
№
№ урока
Тема урока.
Содержание.
урока в в четверти
1 уровень
2 уровень,
году
Буквы, слоги
Слова, предложения
1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Т.Б. по предмету.
Использование слова и
предложения как средства
коммуникации. Узнавание
(различение) напечатанных
слов.
Использование взгляда,
мимики, жеста и графического
изображения как средства
коммуникации.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге

1 четверть – 24 часа
Использование слова и
предложения как средства
коммуникации.

Использование слова и предложения как
средства коммуникации. Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Использование взгляда, мимики,
жеста и графического изображения
как средства коммуникации.

Использование взгляда, мимики, жеста и
графического изображения как средства
коммуникации.

Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).

Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,
предложений.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем
(букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге
(слове). Называние букв.
Написание букв.
Понимание и называние

Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Повторение букв. Узнавание
(различение) образов графем (букв).
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв,
слогов.
Понимание и называние слова,

предложений.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,
предложений.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,
предложений.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,
предложений.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,
предложений.
Повторение букв. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание звука в слоге (слове).
Называние букв. Написание букв, слов,
предложений.
Понимание и называние слова,

12.

12.

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

18.

18.

слова, обозначающего
собственное имя.
Понимание и называние
слова, обозначающего
собственную фамилию.
Понимание и называние
слова, обозначающего
собственное отчество.
Показ графических
изображений, обозначающих
собственное имя. Узнавание
(различение) напечатанных
слов. Написание собственного
имени.
Понимание и называние
слов, обозначающих названия
членов семьи, имена членов
семьи, учащихся класса,
педагогов.
Показ графических
изображений, обозначающих
названия членов семьи, имена
членов семьи. Узнавание
(различение) напечатанных
слов. Написание.
Показ графических
изображений, обозначающих
учащихся класса, педагогов
класса. Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Понимание и называние
слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки,

обозначающего собственное имя.

обозначающего собственное имя.

Понимание и называние слова,
обозначающего собственную
фамилию.
Понимание и называние слова,
обозначающего собственное отчество.

Понимание и называние слова,
обозначающего собственную фамилию.

Показ графических изображений,
обозначающих собственное имя.
Узнавание (различение) напечатанных
слов. Написание собственного имени.

Показ графических изображений,
обозначающих собственное имя. Узнавание
(различение) напечатанных слов. Написание
собственного имени, фамилии.

Понимание и называние слова,
обозначающего собственное отчество.

Понимание и называние слов,
Понимание и называние слов, обозначающих
обозначающих названия членов семьи, названия членов семьи, имена членов семьи,
имена членов семьи, учащихся класса, учащихся класса, педагогов.
педагогов.
Показ графических изображений,
обозначающих названия членов семьи,
имена членов семьи. Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих названия членов семьи, имена
членов семьи. Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание названия
членов семьи, имена членов семьи.

Показ графических изображений,
обозначающих учащихся класса,
педагогов класса. Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих учащихся класса, педагогов
класса. Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание имен
учащихся класса, педагогов класса.
Понимание и называние слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,

Понимание и называние слов,
обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь,

19.

19.

20.

20.

21.

21.

22.

22.

одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
Понимание и называние
слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
Понимание и называние
слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
Показ графических
изображений, обозначающих
предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Показ графических
изображений, обозначающих

животные, овощи, фрукты, бытовые фрукты, бытовые приборы, школьные
приборы, школьные принадлежности, принадлежности, продукты, транспорт,
продукты, транспорт, птицы и др.)
птицы и др.)
Понимание и называние слов,
обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.)

Понимание и называние слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.)

Понимание и называние слов,
обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.)

Понимание и называние слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.)

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание слов,
предложений.

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты (посуда,

предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
23.
23.
Показ графических
изображений, обозначающих
предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
24.
24.
Показ графических
изображений, обозначающих
предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
2 четверть – 24 часа
25.
1.
Т.Б. по предмету. Понимание
и называние обобщающих
понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь,

(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов.

мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание слов,
предложений.

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание слов,
предложений.

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих предметы и объекты (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание слов,
предложений.

Понимание и называние обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные

Понимание и называние обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности,

26.

2.

27.

3.

28.

4.

29.

5.

животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
Понимание и называние
обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и
др.)
Показ графических
изображений для обозначения
обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих действия (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и
др.)
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих действия (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и

принадлежности, продукты, транспорт, продукты, транспорт, птицы и др.)
птицы и др.)
Понимание и называние обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.)

Понимание и называние обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.)

Показ графических изображений для
обозначения обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов.

Показ графических изображений для
обозначения обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов. Написание
слов, предложений.

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
действия (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять
и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих действия (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.)

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
действия (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять
и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих действия (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.)

30.

6.

31.

7.

32.

8.

33.

9.

34.

10.

35.

11.

др.)
Показ графических
изображений, обозначающих
действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.)
Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Показ графических
изображений, обозначающих
действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.)
Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих признак
предмета (цвет, величина,
форма и др.)
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих признак
предмета (цвет, величина,
форма и др.)
Показ графических
изображений, обозначающих
признак предмета (цвет,
величина, форма и др.)
Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Показ графических
изображений, обозначающих

Показ графических изображений,
обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.)
Узнавание (различение) напечатанных
слов.

Показ графических изображений,
обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание слов,
предложений.

Показ графических изображений,
обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.)
Узнавание (различение) напечатанных
слов.

Показ графических изображений,
обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание слов,
предложений.

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
признак предмета (цвет, величина,
форма и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.)

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
признак предмета (цвет, величина,
форма и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.)

Показ графических изображений,
обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов. Написание
слов, предложений.

Показ графических изображений,
Показ графических изображений,
обозначающих признак предмета (цвет, обозначающих признак предмета (цвет,

36.

12.

37.

13.

38.

14.

39.

15.

40.

16.

признак предмета (цвет,
величина, форма и др.)
Узнавание (различение)
напечатанных слов. Написание.
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих признак
действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно
и др.)
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих признак
действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно
и др.)
Показ графических
изображений, обозначающих
признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо,
весело, грустно и др.).
Написание.
Показ графических
изображений, обозначающих
признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо,
весело, грустно и др.).
Написание.
Понимание и называние

величина, форма и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов.

величина, форма и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов. Написание
слов, предложений.

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

Показ графических изображений,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.).

Показ графических изображений,
обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Написание
слов, предложений.

Показ графических изображений,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.)

Показ графических изображений,
обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Написание
слов, предложений.

Понимание и называние

Понимание и называние (употребление)

41.

17.

42.

18.

43.

19.

44.

20.

45.

21.

(употребление) слов,
указывающих на
субъект/объект, его
принадлежность (я, он, мой,
твой и др.).
Понимание и называние
(употребление) слов,
указывающих на
субъект/объект, его
принадлежность (я, он, мой,
твой и др.)
Показ графических
изображений, обозначающих
слова, указывающие на
предмет, его признак (я, он,
мой, твой и др.) Узнавание
(различение) напечатанных
слов. Написание.
Показ графических
изображений, обозначающих
слова, указывающие на
предмет, его признак (я, он,
мой, твой и др.) Узнавание
(различение) напечатанных
слов. Написание.
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих число,
количество предметов (пять,
второй и др.)
Понимание и называние
(употребление) слов,
обозначающих число,

(употребление) слов, указывающих на слов, указывающих на субъект/объект, его
субъект/объект, его принадлежность (я, принадлежность (я, он, мой, твой и др.)
он, мой, твой и др.)
Понимание и называние
Понимание и называние (употребление)
(употребление) слов, указывающих на слов, указывающих на субъект/объект, его
субъект/объект, его принадлежность (я, принадлежность (я, он, мой, твой и др.)
он, мой, твой и др.)
Показ графических изображений,
обозначающих слова, указывающие на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих слова, указывающие на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
Узнавание (различение) напечатанных слов.
Написание слов, предложений.

Показ графических изображений,
обозначающих слова, указывающие на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и
др.) Узнавание (различение)
напечатанных слов.

Показ графических изображений,
обозначающих слова, указывающие на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
Узнавание (различение) напечатанных слов.
Написание слов, предложений.

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
число, количество предметов (пять,
второй и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.)

Понимание и называние
(употребление) слов, обозначающих
число, количество предметов (пять,

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.)

количество предметов (пять,
второй и др.)
второй и др.)
46.
22.
Показ графических
Показ графических изображений,
изображений, обозначающих
обозначающих число и количество
число и количество предметов предметов (пять, второй и др.)
(пять, второй и др.) Узнавание Узнавание (различение) напечатанных
(различение) напечатанных
слов.
слов. Написание.
47.
23.
Показ графических
Показ графических изображений,
изображений, обозначающих
обозначающих число и количество
число и количество предметов предметов (пять, второй и др.)
(пять, второй и др.) Узнавание Узнавание (различение) напечатанных
(различение) напечатанных
слов.
слов. Написание.
48.
24.
Понимание и называние
Понимание и называние
(употребление) слов,
(употребление) слов, обозначающих
обозначающих взаимосвязь
взаимосвязь слов в предложении (в, на,
слов в предложении (в, на, под, под, из, из-за и др.)
из, из-за и др.)
3 четверть – 30 часов.
49.
1.
Т.Б. по предмету. Понимание
Понимание и называние
и называние (употребление)
(употребление) слов, обозначающих
слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на,
взаимосвязь слов в
под, из, из-за и др.)
предложении (в, на, под, из, изза и др.)
50.
2.
Показ графических
Показ графических изображений,
изображений, обозначающих
обозначающих взаимосвязь слов в
взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
предложении (в, на, под, из, из- Узнавание (различение) напечатанных
за и др.) Узнавание (различение) слов.
напечатанных слов. Написание.
51.
3.
Показ графических
Показ графических изображений,

Показ графических изображений,
обозначающих число и количество
предметов (пять, второй и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов. Написание
слов, предложений.
Показ графических изображений,
обозначающих число и количество
предметов (пять, второй и др.) Узнавание
(различение) напечатанных слов. Написание
слов, предложений.
Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

Понимание и называние (употребление)
слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

Показ графических изображений,
обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
Узнавание (различение) напечатанных слов.
Написание слов, предложений.
Показ графических изображений,

52.

4.

53.

5.

54.

6.

55.

7.

56.

8.

57.

9.

58.

10.

59.

11.

изображений, обозначающих
обозначающих взаимосвязь слов в
взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
предложении (в, на, под, из, из- Узнавание (различение) напечатанных
за и др.) Узнавание (различение) слов.
напечатанных слов. Написание.
Понимание и называние
Понимание и называние
(употребление) простых
(употребление) простых предложений.
предложений. Узнавание
Узнавание (различение) напечатанных
(различение) напечатанных слов слов.
и предложений.
Понимание и называние
Понимание и называние
(употребление) простых
(употребление) простых предложений.
предложений. Узнавание
Узнавание (различение) напечатанных
(различение) напечатанных слов слов.
и предложений
Предложение. Правило записи Предложение. Правило записи
предложения. Выделение
предложения.
предложения из текста.
Предложение. Правило записи Предложение. Правило записи
предложения. Выделение
предложения. Выделение предложения
предложения из текста.
из текста.
Завершение начатого
Завершение начатого предложения.
предложения.
Завершение начатого
Завершение начатого предложения.
предложения.
Составление простых
Составление простых предложений с
предложений с использованием использованием графических
графических изображений.
изображений. Узнавание (различение)
Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
напечатанных слов и
предложений.
Составление простых
Составление простых предложений с
предложений с использованием использованием графических

обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
Узнавание (различение) напечатанных слов.
Написание слов, предложений.
Понимание и называние (употребление)
простых предложений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений
Понимание и называние (употребление)
простых предложений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений
Предложение. Правило записи предложения.
Выделение предложения из текста.
Предложение. Правило записи предложения.
Выделение предложения из текста.
Завершение начатого предложения.
Завершение начатого предложения.
Составление простых предложений с
использованием графических изображений.
Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений.
Составление простых предложений с
использованием графических изображений.

60.

12.

61.

13.

62.

14.

63.

15.

64.

16.

65.

17.

66.

18.

67.

19.

графических изображений.
Узнавание (различение)
напечатанных слов и
предложений.
Понимание и называние
(употребление) сложных
предложений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений.
Понимание и называние
(употребление) сложных
предложений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений.
Завершение начатого
предложения. Распространение
предложений.
Завершение начатого
предложения. Распространение
предложений.
Понимание содержания текста.
Узнавание (различение)
напечатанных слов и
предложений.
Понимание содержания текста.
Узнавание (различение)
напечатанных слов и
предложений.
Ответы на вопросы по
содержанию текста. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений.
Ответы на вопросы по

изображений. Узнавание (различение) Узнавание (различение) напечатанных слов
напечатанных слов и предложений.
и предложений.
Понимание и называние
Понимание и называние (употребление)
(употребление) сложных предложений. сложных предложений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.
Понимание и называние
(употребление) сложных предложений.
Узнавание (различение) напечатанных
слов и предложений.

Понимание и называние (употребление)
сложных предложений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Завершение начатого предложения.
Распространение предложений.

Завершение начатого предложения.
Распространение предложений.

Завершение начатого предложения.
Распространение предложений.

Завершение начатого предложения.
Распространение предложений.

Понимание содержания текста.

Понимание содержания текста. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Понимание содержания текста.

Понимание содержания текста. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Ответы на вопросы по содержанию
текста. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.

Ответы на вопросы по содержанию текста.
Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений.

Ответы на вопросы по содержанию

Ответы на вопросы по содержанию текста.

68.

20.

69.

21.

70.

22.

71.

23.

72.

24.

73.

25.

74.

26.

содержанию текста с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений.
Составление рассказа по
последовательно
продемонстрированным
действиям.
Составление рассказа по
последовательно
продемонстрированным
действиям.
Составление рассказа по одной
сюжетной картинке.
Составление рассказа по одной
сюжетной картинке.
Составление рассказа по одной
сюжетной картинке с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
предложений.
Составление рассказа по одной
сюжетной картинке с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
предложений.
Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.

текста. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.

Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений.

Составление рассказа по
последовательно
продемонстрированным действиям.

Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям.

Составление рассказа по
последовательно
продемонстрированным действиям.

Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям.

Составление рассказа по одной
сюжетной картинке.
Составление рассказа по одной
сюжетной картинке.
Составление рассказа по одной
сюжетной картинке с использованием
графических изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке.
Составление рассказа по одной сюжетной
картинке.
Составление рассказа по одной сюжетной
картинке с использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Написание предложений.

Составление рассказа по одной
сюжетной картинке с использованием
графических изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке с использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Написание предложений.

Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.

Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.

Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.
76.
28.
Составление рассказа по серии
сюжетных картинок с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
77.
29.
Составление рассказа по серии
сюжетных картинок с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
78.
30.
Рассказ о прошедших событиях.
4 четверть – 24 часов.
79.
1.
Т.Б. по предмету. Рассказ о
прошедших событиях.
80.
2.
Рассказ о планируемых
событиях.
81.
3.
Рассказ о планируемых
событиях.
82.
4.
Составление рассказа о
планируемых событиях с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
83.
5.
Составление рассказа о
планируемых событиях с
75.

27.

Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.
Составление рассказа по серии
сюжетных картинок с использованием
графических изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Составление рассказа по серии сюжетных
картинок с использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Написание рассказа.

Составление рассказа по серии
сюжетных картинок с использованием
графических изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Составление рассказа по серии сюжетных
картинок с использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Написание рассказа.

Рассказ о прошедших событиях.

Рассказ о прошедших событиях.

Т.Б. по предмету. Рассказ о прошедших Т.Б. по предмету. Рассказ о прошедших
событиях.
событиях.
Рассказ о планируемых событиях.
Рассказ о планируемых событиях.
Рассказ о планируемых событиях.

Рассказ о планируемых событиях.

Составление рассказа о планируемых
событиях с использованием
графических изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов и
предложений.

Составление рассказа о планируемых
событиях с использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Написание рассказа.

Составление рассказа о
планируемых событиях с

Составление рассказа о планируемых
событиях с использованием графических

84.
85.
86.

6.
7.
8.

87.

9.

88.

10.

89.

11.

90.

12.

использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
Рассказ о себе.
Рассказ о себе.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание
(различение) напечатанных слов
и предложений. Написание
рассказа.
Пересказ текста по плану,
представленному графическими

использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
изображений. Узнавание (различение) напечатанных слов и предложений.
напечатанных слов и предложений.
Написание рассказа.
Рассказ о себе.
Рассказ о себе.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.

Рассказ о себе.
Рассказ о себе.
Составление рассказа о себе с
использованием графических изображений.
Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений. Написание рассказа.

Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.

Составление рассказа о себе с
использованием графических изображений.
Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений. Написание рассказа.

Составление рассказа о себе с
Составление рассказа о себе с
использованием графических
использованием графических изображений.
изображений. Узнавание (различение) Узнавание (различение) напечатанных слов
напечатанных слов и предложений.
и предложений. Написание рассказа.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.

Составление рассказа о себе с
использованием графических изображений.
Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений. Написание рассказа.

Составление рассказа о себе с
использованием графических

Составление рассказа о себе с
использованием графических изображений.

91.

13.

92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

изображениями (фотографии,
картинки, мнемокартинки).
Пересказ текста по плану,
представленному графическими
изображениями (фотографии,
картинки, мнемокартинки).
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Итоговое занятие.

изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Составление рассказа о себе с
использованием графических
изображений. Узнавание (различение)
напечатанных слов и предложений.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Итоговое занятие.

Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений. Написание рассказа.
Составление рассказа о себе с
использованием графических изображений.
Узнавание (различение) напечатанных слов
и предложений. Написание рассказа.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Итоговое занятие.

Контрольно – измерительные материалы
Итоги текущего контроля освоения учебного предмета подводятся с периодичностью:
по итогам полугодия (январь) и итогам учебного года. Итоги текущего контроля
успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным
направлениям тематического планирования, результаты фиксируются в таблице.
Содержание таблицы варьируется с учетом психофизических особенностей учащихся и их
способности к обучению.
Показатели
1.1. Коммуникация
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.
1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации
1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства
коммуникации
1.1.1.3. Использование звукового комплекса как средства
коммуникации
1.1.1.4. Использование слога как средства коммуникации
1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: *
приветствовать собеседника (прощаться с ним)
1.1.1.6. Использование предложения как средства
коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных
средств.
1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации
1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации
1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации
1.1.2.4. Использование звучащего предмета как средства
коммуникации
1.1.2.5. Использование предметного символа как средства
коммуникации
1.1.2.6. Использование графического изображения как средства
коммуникации
1.1.2.7. Использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации
1.1.2.8. Использование таблицы букв как средства
коммуникации
1.1.2.9. Использование коммуникативной кнопки как средства
коммуникации
1.1.2.10. Использование коммуникатора как средства
коммуникации
1.1.2.11. Использование компьютера (планшетного компьютера)
как средства коммуникации
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
1.2.1. Импрессивная речь
1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя
1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи,
имена членов семьи, учащихся класса, педагогов
1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,

Уровень
сформированности
навыка
1
2
полугодиеполугодие

мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.)
1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.)
1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.)
1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его
принадлежность (я, он, мой, твой и др.)
1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.)
1.2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
1.2.1.11. Понимание простых предложений
1.2.1.12. Понимание сложных предложений
1.2.1.13. Понимание содержания текста
1.2.2. Экспрессивная речь
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
1.2.2.2. Называние собственного имени
1.2.2.3. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса)
1.2.2.4. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
1.2.2.5. Называние (употребление) обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
1.2.2.6. Называние (употребление) слов, обозначающих действия
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и
др.)
1.2.2.7. Называние (употребление) слов, обозначающих признак
предмета (цвет, величина, форма и др.)
1.2.2.8. Называние (употребление) слов, обозначающих признак
действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.)
1.2.2.9. Называние (употребление) слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
1.2.2.10. Называние (употребление) слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.)
1.2.2.11. Называние (употребление) слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
1.2.2.12. Называние (употребление) простых предложений

1.2.2.13. Называние (употребление) сложных предложений
1.2.2.14. Ответы на вопросы по содержанию текста
1.2.2.15. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям
1.2.2.16. Составление рассказа по одной сюжетной картинке
1.2.2.17. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
1.2.2.18. Рассказ о прошедших (планируемых) событиях
1.2.2.19. Рассказ о себе
1.2.2.20. Пересказ текста по плану, представленному
графическими изображениями (фотографии, картинки,
мнемокартинки)
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной
коммуникации
1.2.3.1. Показ графических изображений, обозначающих
собственное имя
1.2.3.2. Показ графических изображений, обозначающих
названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса)
1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих
предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.)
1.2.3.5. Показ графических изображений, обозначающих
признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
1.2.3.6. Показ графических изображений для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
1.2.3.7. Показ графических изображений, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
1.2.3.8. Показ графических изображений, обозначающих слова,
указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
1.2.3.9. Показ графических изображений, обозначающих число и
количество предметов (пять, второй и др.)
1.2.3.10. Составление простых предложений с использованием
графических изображений
1.2.3.11. Ответы на вопросы по содержанию текста с
использованием графических изображений
1.2.3.12. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием графических
изображений
1.2.3.13. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графических изображений
1.2.3.14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием графических изображений
1.2.3.15. Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графических изображений
1.2.3.16. Составление рассказа о себе с использованием

графических изображений
1.3. Чтение и письмо
1.3.1. Глобальное чтение
1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих имена людей, названия предметов, действий
1.3.2. Начальные навыки чтения и письма
1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв)
1.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове
1.3.2.3. Соотнесение звука с буквой
1.3.2.4. Узнавание буквы в слоге (слове)
1.3.2.5. Называние буквы
1.3.2.6. Чтение слога (слова)
1.3.2.7. Написание буквы (слога, слова, предложения)
Уровни освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений
определенных программой предмета оцениваются в соответствии с действующим
локальным актом школы.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: графические средства
для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов,
людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с
различной тематикой для развития речи; рабочие тетради, буквы для раскрашивания,
вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
3. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями
интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010г.
4. УМК.
СИПР.
Содержательный
модуль:
http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0
%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%
BE%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html
5. Елисеева Е.Н., Рудакова Е.А., Истомина О.В. Диагностический материал и
методические рекомендации для проведения психолого- педагогического обследования
детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР, Псков, 2018
6. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
7. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./ А.К. Аксёнова,
С.В. Комарова, М.И. Шишкова – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
8. Чтение, 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./ С.Ю. Ильина,
А.К.Аксёнова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. – 7-е издание. - М.: Просвещение, 2018.
9. Чтение, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях./ С.Ю. Ильина,
А.А.Богданова. – 6-е издание. - М.: Просвещение, 2018.

10. Русский язык, 2 класс, учебник для общеобразовательных
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – М.: Просвещение, 2018.
11. Русский язык, 3 класс, учебник для общеобразовательных
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – М.: Просвещение, 2018.

организаций,
в 2х частях./
организаций,
в 2х частях./

Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
2023/2024 учебный год
№ урока

Тема

Количество
часов
по плану
дано

Причина
Способ
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти