Содержание Пояснительная записка 3 Описание места коррекционного курса в учебном плане 8 Личностные и предметные результаты 9 Содержание коррекционного курса 10 Календарно - тематическое планирование 12 Контрольно-измерительные материалы 20 Материально-техническое обеспечение 23 Учебно-методическое обеспечение 24 Лист корректировки календарно-тематического планирования 25 Приложение 1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 26 2 Пояснительная записка Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для учащихся 4 «в» класса МБОУ СКОШИ ЧГО. Данная программа коррекционного курса разработана на основе: Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026; Адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СКОШИ ЧГО образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО(И/Н)); Устава школы. Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой. В учебном плане коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» представлен с расчетом 2 часа в неделю, 68 часов в год. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия», которая входит в коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью. Программа рассматривается как система развивающих и коррекционных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой. Введение курса в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния. Основной задачей образовательного процесса является преодоление психофизических недостатков учащихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Психокоррекционные занятия». Данный коррекционный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у учащихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе. Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих учащимся с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, 3 способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Предлагаемый коррекционный курс направлен на решение следующих задач: - формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; - коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; - формирование пространственно-временных ориентировок; - развитие слухоголосовых координаций; - формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); - совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; - обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; - исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; - формирование точности и целенаправленности движений и действий. Средства, формы и методы коррекционной работы: наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа; групповые занятия; - психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения. Коррекционный курс предусматривает изучение следующих разделов: - развитие моторики, графомоторных навыков; - тактильно-двигательное восприятие; - кинестетическое и кинетическое развитие; - восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; - развитие зрительного восприятия; - восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; - развитие слухового восприятия; - восприятие пространства; - восприятие времени. При переходе из класса в класс задания усложняются по объёму и по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал. Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильнодвигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и 4 недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обеднённость восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина - в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия». 5 Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития. Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Основные принципы, на которых базируется данная программа (А.А.Осипова): 1) Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности в целом. 2) Принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка. 3) Деятельностный принцип коррекции – определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством, ориентирующим его активность. 4) Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Этот принцип согласует требования хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости конкретного пути развития – с другой. 5) Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и использование методов, которые их активизируют, оказываются эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития ребенка. 6) Принцип возрастания сложности говорит о том, что, переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально 6 сложному. 7) Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно. Учитель имеет право самостоятельного выбора методического аппарата (технологий, методик, приемов и др.) психолого-педагогической деятельности. В условиях реализации программы актуальными являются технологии: - Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. - Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. - Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Методы и приемы реализации программы: Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др. Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих учащимся с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Коррекционный курс планируют посещать 2 человека: 2 мальчика. Деление учащихся на группы по возможностям обучения (В.Воронкова) 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 2 человека По возможностям обучения учащиеся 4 «В» класса в соответствии с указанными выше параметрами относятся ко 2 группе. Описание учащихся 2 группы. Учащиеся достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. 7 Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание коррекционноразвивающей области представлено обязательным коррекционным курсом «Психокоррекционные занятия». В учебном плане коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» представлен с расчетом 2 часа в неделю, 68 часов в год. I четверть: 16 часов; II четверть: 16 часов; III четверть: 20 часов; IV четверть: 16 часов. 8 Личностные и предметные результаты Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты включают: - принятие и освоение социальной роли обучающегося,; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности; - формирование установки к работе на результат. Предметные результаты: - целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий; - выполнять точные движения при штриховке двумя руками; - пользоваться элементами расслабления; - группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; - смешивать цвета, называть их; - конструировать сложные формы из 6-8- элементов; - находить нереальные элементы нелепых картинок; - определять противоположные качества и свойства предметов; - самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам; -распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; - определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; - моделировать расположение предметов в заданном пространстве; - определять возраст людей; - ориентироваться в пространстве; - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; - опосредовать свою деятельность речью. 9 Содержание коррекционного курса Название раздела, темы Кол-во часов Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 11 Тактильно-двигательное восприятие 5 Кинестетическое и кинетическое развитие 3 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 13 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 7 Восприятие особых свойств предметов 9 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6 Восприятие пространства 6 Восприятие времени 7 Повторение и закрепление изученного 1 Всего: 68 часов В содержание курса 4 класса входит: Обследование учащихся 3 класса (1 час на каждый раздел программы). Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие. Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование. 10 Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. Раздел 8. Восприятие пространства. Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Раздел 9. Восприятие времени. Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена. 11 Календарно-тематическое планирование Тема Дата Вид контроля Оборудование, информационное обеспечение ПТБ на уроке. Диагностика моторики, графомоторных навыков учащихся 05.09 Упражнения на развитие меткости 07.09 Мячи, скакалки. Игры: «Кольцеброс», Дартс, «Тир». Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) 12.09 «Дорожка следов», препятствий. Оценивание Диагностические материалы Обучение 14.09 целенаправленным действиям по трехзвеньевой инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) полоса Дидактическая игра «Слушай команду». Дидактическая игра «Не ошибись». Наблюдение Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков Раздел Пальчиковая гимнастика 19.09 с речевым сопровождением «Зарядка для пальчиков». (Т.Томилина) Обводка контуров 21.09 предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Штриховка изображений двумя руками, дорисовывание симметричной половины Внутренние и внешние трафареты. Рисунки с половинками изображений для дорисовывания. 12 изображения Рисование бордюров по образцу 26.09 Электронная «Бордюры»; бордюров. презентация образцы Графический диктант с усложнённым заданием (зрительный и на слух) 28.09 Картотека диктантов. графических Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). 05.10 03.10 Ножницы, листы бумаги. 10.10 Диагностика тактильнодвигательного восприятия 12.10 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.) 17.10 Восприятие поверхности 19.10 на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая) Оценивание Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) Наблюдение Тактильно-двигательное восприятие ПТБ при работе с ножницами Диагностические материалы. Дидактическая игра «Что бывает ... (шершавое)». Тактильные дощечки Работа с пластилином. Закрепление тактильных ощущений 24.10 Пластилин Игры с мелкой мозаикой 26.10 Наборы мелкой мозаики 13 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений 09.11 Выразительность движений 14.11 Диагностика восприятия формы, величины, цвета 16.11 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом 21.11 Диагностические материалы Оценивание 07.11 Наблюдение Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.). Оценивание Диагностические материалы Сравнение и 23.11 группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов 28.11 Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов (по длине, ширине, высоте) 30.11 Предметы, группируемые по разным признакам Наблюдение Кинестетическое и кинетическое развитие Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов ПТБ на уроке. Диагностика кинестетического и кинетического развития 14 Определение предмета по словесному описанию 05.12 Загадки о предметах и их свойствах. Дидактическая игра «Угадай, что загадал сосед» Составление целого из частей на разрезном и наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей) 07.12 Дидактические игры «Собери квадрат», «Часть и целое». Танграмм Цветовой спектр. Смешивание цветов Электронная презентация «Цвета спектра». Таблица смешивания цветов. Дидактическая игра «Цветиксемицветик». 1-4 классы. Холодные и теплые цвета создают разные образы. YouTube 12.12 14.12 Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» Узнавание целого по одному фрагменту 19.12 Дидактическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке» Узнавание предмета по словесному описанию 21.12 Дидактическая игра «Узнай по описанию» Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур из 6-8 элементов (треугольная призма, цилиндр и др.). 26.12 Технический конструктор, мелкие пазлы ПТБ на уроке. 09.01 Диагностика зрительного восприятия и зрительной памяти 28.12 11.01 Диагностические материалы Оценивание Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.) 15 Дидактическая игра «Незаконченные рисунки» Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти 18.01 Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности 23.01 Предметы для запоминания Запоминание текста и воспроизведение в определённой последовательности 25.01 Таблицы по мнемотехнике. «Говорящие таблицы» Выделение нереальных элементов нелепых картинок 30.01 Демонстрационный Дидактическая «Нелепицы» Профилактика зрения 01.02 Комплекс гимнастики для глаз. Электронная презентация «Зрительный тренажёр» Диагностика восприятия свойств предметов 06.02 Диагностические материалы Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение) 08.02 Измерение температуры с помощью измерительных приборов 13.02 Наблюдение 16.01 Оценивание материал. игра Сюжетные картинки. Демонстрационные материалы Н.Я.Семаго Наблюдение Восприятие особых свойств предметов Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений 16 Градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха Предметные картинки Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.) 20.02 Дидактическая игра «Угадайка» Определение и измерение веса разных предметов на весах 22.02 Весы, натуральные предметы Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры 27.02 Мерки для измерения жидкости Противоположные качества предметов (чистый-грязный, тёмный-светлый, вредный-полезный и т.д.) 29.02 Демонстрационные альбомы «Антонимы». Электронная презентация «Слова неприятели». Дидактическая игра «Скажи наоборот» Противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть-раздеть, расстегнуть-застегнуть) 05.03 Демонстрационные альбомы «Антонимы». Дидактическая игра «Скажи наоборот» Диагностика слухового восприятия и слуховой памяти 07.03 Диагностические материалы Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона 12.03 Развитие слухомоторной 14.03 координации. Выполнение упражнений на заданный звук Оценивание 15.02 Дидактическая игра «Отгадай звук» Наблюдение Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый-кислее) 17 Аудио и медиафайлы. Дидактическая «Запрещенный звук» игра Восприятие пространства 19.03 Аудио и медиафайлы. Дидактическая игра «Узнай по звуку» Формирование чувства ритма 21.03 Аудио и медиафайлы. Игровые упражнения ПТБ на уроке. Различение по голосу ребёнка и взрослого 02.04 Дидактические игры: «Мы — барабанщики», «Угадай, чей голосок!» Диагностика восприятия пространства 09.04 Ориентировка в помещении и на улице, вербализация пространственных отношений 11.04 Выполнение заданий педагога, связанных с изменением движения, предоставление словесного отчета 16.04 Моделирование расположения отдельных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве 18.04 Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате), предоставление словесного отчёта 23.04 Оценивание Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов Диагностические материалы Наблюдение Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» Дидактическая игра «Обставим комнату». Макет комнаты, игрушечная мебель Составление простейших схем18 25.04 Листы бумаги разного формата Диагностика восприятия времени 30.04 Диагностические материалы. Макет часов, календарь. Тематические карточки Оценивание Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально) Определение времени по 02.05 часам 07.05 Модель часов, часы Длительность временных интервалов 14.05 Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин». Дидактическая игра «Береги минутку» Работа с календарём и моделью календарного года 16.05 электронная презентация «Что такое календарь». Модель календарного года Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей 21.05 Использование в речи временной терминологии 23.05 Повторение и закрепление изученного 28.05 Наблюдение Восприятие времени планов комнаты 19 Демонстрационный материал Контрольно-измерительные материалы (описание) Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей. 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича): Оценка статического равновесия - сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. Оценка динамического равновесия - преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. 2. Оценка ручной моторики: - выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; - координация движений обеих рук «кулак ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации: - срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; - срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца. 3.Оценка тактильных ощущений: - узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; - узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения - раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого; - называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). Различение формы - группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины - раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; - ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор. 5. Оценка зрительного восприятия: 20 - узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); — узнавание контурных изображений (5 изображений); - узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); - выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. 6. Оценка слухового восприятия: - воспроизведение несложных ритмических рисунков; - определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; - определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука). 7. Оценка пространственного восприятия: - показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; - выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед- возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.); - конструирование по образцу из 10 счетных палочек. 8. Оценка восприятия времени: - с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). 21 Мониторинг уровня освоения разделов коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» учащимися 4 «в» класса, 2023-2024 учебный год Разделы коррекционного курса Развитие крупной и мелкой моторик и; графомо торных навыков ФИ учащегося 0123- Тактильн одвигател ьное восприят ие Кинестетиче ское и кинетическо е развитие Восприятие формы, величины,ц вета; конструиро вание предметов Развити е зрительн ого восприя тия и зрительн ой памяти Восприя тие особых свойств предмет ов Развитие слухово го восприя тия и слухово й памяти Восприят Восприя ие тие пространс времени тва 1-показатель на начало изучения раздела курса; 2- показатель на конец изучения раздела курса 2 3 2 3 2 3 2 3 низкий уровень (знания и умения не сформированы); низкий уровень (знания и умения сформированы частично, нуждается в организующей помощи педагога); средний уровень (знания и умения сформированы не полностью, может выполнить часть работы самостоятельно); высокий уровень (знания и умения сформированы полностью, может применить их на практике. 22 Итоговый показатель уровня освоения коррекционно го курса на конец учебного года Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий коррекционного курса используются специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, дидактические игры и пособия: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы, пирамидки, геометрические фигуры, геометрическое лото, вкладыши-формы и др.); игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы; иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек); материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий). ноутбук, принтер, тетради, карандаши, ручки, коврограф большой, коврографы малые. 23 Учебно-методическое обеспечение 1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение». 2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж. 3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль. 4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М.. 5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М. 6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М. 7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М. 8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М. 9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары. 10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск. 11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск. 12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл». 13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М. 14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М. 15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера». 16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ. 24 Лист корректировки Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, 4 «в» класс 2023/2024 учебный год № урока Тема Количество часов по дано плану 25 Причина корректировки Способ корректировки Приложение 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС - чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. При олигофрении недостаточность ЦНС не усугубляется, а при деменции отмечается, как правило, неуклонное ее ухудшение. Несомненно, дети с олигофренической структурой дефекта и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более чувствительны к воспитательным воздействиям и обнаруживают заметную динамику психического развития в процессе обучения. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбужденияи торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают 26 положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от не существенных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности. 27 Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего - представлений об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи - письменной. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. 28 При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития. 29