Пояснительная записка к учебному плану на 2021-2022 учебный год Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа (далее ― Учебный план), реализующий АООП (вариант 1) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Составлен в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599); Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Примерным Учебным планом, одобренным решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа, Уставом МБОУ СКОШИ ЧГО. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет Учебный план на 2021-2022 учебный год представлен с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; а также с учетом наличия комплекса условий для реализации АООП в следующих вариантах: 1 вариант учебного плана ― I-IV; V-IX классы (9 лет); 2 вариант учебного плана - подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет); На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. В 2021-2022 учебном году введены учебные часы во 2а, 3а, 4а, 5а, 6а классах – русский язык- 2 часа, математика – 1 час, с целью успешного овладения учащимися данных предметных областей. Предметная область «Физическая культура» представлена двумя предметами Физическая культура и Адаптивная физическая культура (АФК). Занятия АФК проводятся в соответствии с медицинскими рекомендациями с учетом однородности и выраженности двигательных и других нарушений. Форма организации образовательного процесса - урочная, в течение учебного дня и учебной недели ведется чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и в соответствии с расписанием занятий. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). В 2021-2022 учебном году устанавливается пятидневная учебная неделя. Продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут I полугодие, (I четверть по 3 урока, со II четверти по 4 - 5 уроков) начиная со II полугодия – 40 минут; во 2-6 классах – 40 минут. Расписание звонков: Для 1-4 классов Для 5-9 классов 1 урок 8:45 – 9:25 8:45 – 9:25 2 урок 9:35 – 10:15 9:35 – 10:15 3 урок 10:35 – 11:15 10:35 – 11:15 4 урок 11:35 – 12:15 11:35 – 12:15 5 урок 12:25 – 13:05 12:25 – 13:05 6 урок 13:15 – 13:55 7 урок 14:05 – 14:45 Для всех детей организована динамическая пауза: для 1-4 классов после 3 урока (45 мин.), для 5-9 классов после 4 урока (45 мин.) Посещение столовой организовано по графику, не более двух классов в одном зале одновременно. Все учащиеся учатся в 1 смену. Сроки проведения промежуточной аттестации для 1-9 классов с 28.03.2022 по 06.05.2022 года. Дети, не справившиеся с промежуточной аттестацией, переводятся в следующий класс условно. Дата начала сроков ликвидации академической задолженности с 11.05.2022 года. В 2021-2022 учебном году сформированы классы-комплекты: 1 доп. А (1 вар.) и 1 В (1 вар.) – класс-комплект 1доп. Б (2 вар.) и 1 Г (2 вар.) – класс-комплект 2А, 3А и 4А – класс-комплект 2Б (2 вар.) и 3Б (2 вар.) – класс-комплект 4Б (2 вар.) и 5Б (2вар) – класс-комплект 6Б и 9Б – класс-комплект 7Б и 8Б – класс-комплект Уроки в данных классах проводятся по аналогии с малокомплектными школами. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант: (1 вариант учебного плана) Предметные Классы Количество часов в неделю области 1в 2а 3а 4а Учебные предметы класс класс класс класс Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык 3 3 3 3 практика 1.2.Чтение 3 4 4 4 1.3.Речевая практика 2 2 2 2 2. Математика 2.1.Математика 3 4 4 4 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 2 1 1 1 4. Искусство 4.1. Музыка 2 1 1 1 4.2. Рисование 1 1 1 1 5. Физическая 5.1. Физическая культура 2 2 2 2 культура 5.2. Адаптивная физическая 1 1 1 1 культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд 2 1 1 1 Итого 21 20 20 20 Часть, 1.Русский язык 2 2 2 формируемая участниками 2.Математика 1 1 1 образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 521 23 23 23 дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область: Логопедические занятия 3 3 3 3 Психокоррекционные занятия 2 2 2 2 Ритмика 1 1 1 1 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 Всего к финансированию 31 33 33 33 Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант: дополнительный первый класс (I1)-IV классы (2 вариант учебного плана) Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1. Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая культура 6. Технологии 5.1. Физическая культура 5.2. Адаптивная физическая культура 6.1. Ручной труд Итого 1.Русский язык 2.Математика Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Ритмика Внеурочная деятельность: Всего к финансированию Количество часов в неделю Всего 1доп.А 1В 2А 3А 4А 2 2 3 3 2 2 2 3 3 2 3 2 2 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 14 17 11 18 7 7 6 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 15 2 21 - 2 21 - 1 20 2 1 1 20 2 1 1 20 2 1 7 102 6 3 21 21 23 23 23 111 6 6 6 6 6 30 3 2 1 4 31 3 2 1 4 31 3 2 1 4 33 3 2 1 4 33 3 2 1 4 33 15 10 5 20 161 Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы Предметные области Классы Количество часов в неделю Учебные предметы V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык 4 4 4 4 4 20 практика 1.2.Чтение (Литературное 4 4 4 4 4 20 чтение) 2. Математика 2.1.Математика 4 4 3 3 3 17 2.2. Информатика 1 1 1 3 3. Естествознание 3.1.Природоведение 2 2 4 3.2.Биология 2 2 2 6 3.3. География 2 2 2 2 8 4. Человек и общество 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 6.2. Адаптивная физическая культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая 1.Русский язык участниками образовате2.Математика льных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Ритмика Внеурочная деятельность: Всего к финансированию 1 2 1 2 2 2 2 8 2 1 - 2 - 2 - 2 - 6 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 15 6 27 1 1 6 28 2 7 29 2 8 30 2 8 30 2 35 147 10 29 30 32 33 33 157 6 6 6 6 6 30 3 2 1 4 39 3 2 1 4 40 3 2 1 4 42 3 2 1 4 43 3 2 1 4 43 20 207 Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом обязательны. Учителя начальных классов и учителя-предметники в рамках уроков и занятий организуют дефектологическое сопровождение. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Школа-интернат предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т.д. Внеурочная деятельность реализуется как в виде программ отдельных занятий и кружков, так и в рамках учебно-воспитательного процесса в интернате. Так как учащиеся, воспитанники находятся в школе-интернате круглосуточно. План внеурочной деятельности объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов адаптированной основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды. В учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивнооздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа). В 2021-2022 учебном году будут реализовываться следующие программы внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление предусматривает усиление двигательной активности учащихся за счёт введения занятий «Уроки здоровья», «Я в мире спорта» «Путешествие по тропе здоровья», «Спорт-помощник, спорт-здоровье, спорт-игра, физкультура - Ура!», - занятия, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; Нравственное направление предусматривает развитие личностных качеств, учащихся через занятия по программам «Земля-наш общий дом», «Край, в котором ты живешь», «Калейдоскоп». Внеурочная деятельность проводится и с целью формирования экологической культуры учащихся. Социальное направление предусматривает занятия «Культура поведения», «Школа добрых дел», «Грани успеха» - занятия, направленные на овладение навыками речевого поведения в типовых социальных ситуациях, развитие коммуникативных умений. Общекультурное направление предусматривает занятия внеурочной деятельности: «Творческая мастерская», «Мы культурные ребята», «Введение в мир профессий», «Мессенджеры и интернет пространство» с целью саморазвития и развития личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную предметную деятельность, с целью развития способностей учащихся. Учебный план внеурочной деятельности: Название курсов и дисциплин Классы/ Количество часов в неделю Всего 1доп. 1 2 3 4 5 Спортивно-оздоровительное направление «Уроки здоровья» 1 1 Социальное направление «Грани успеха» 1 «Культура поведения» 1 1 Общекультурное направление «Творческая мастерская» 1 1 «Земля-наш общий дом» 1 1 Пояснительная записка к учебному плану на 2021-2022 учебный год 6 2 1 2 2 2 2 Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа (далее ― Учебный план), реализующий АООП для обучающихся с РАС (8.3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Составлен в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598); Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Примерным Учебным планом, одобренным решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа, Уставом МБОУ СКОШИ ЧГО. Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (1-е классы) ― 4 класс. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с РАС: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е классы)―4 класс) входят следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физкультура. Содержание обучения в дополнительных первых классах имеет пропедевтическую направленность, позволяющую: 1. сформировать у обучающихся социально-личностную, коммуникативную, интеллектуальную и физическую готовность к освоению АООП; 2. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; 3. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.). В дополнительных классах учебные предметы (письмо и чтение), входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика», направлены на формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. На уроках чтения у обучающихся развивается слуховое восприятие на основе дифференциации неречевых и речевых звуков, закладываются основы фонематического анализа и синтеза, совершенствуется произносительная сторона речи и т.д. В результате этой работы у обучающихся развивается речевой слух, формируется умение выделять некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова. В свою очередь, это позволит их познакомить с некоторыми буквами, например: А У О М Н С. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения грамоте в 1-м классе. На уроках письма в подготовительном классе у обучающихся развивается и совершенствуется зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика пальцев руки. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика». Учебный предмет «Математика» направлен на формирование элементарных математических представлений, основанных на выделении свойств предметов, сравнении предметов по отдельным свойствам (например, размеру, форме, цвету), сравнении предметных совокупностей, установлении положения предмета в пространстве. В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека» (предметная область «Естествознание») у обучающихся не только расширяются и систематизируются представления об окружающей действительности, но и создается необходимая содержательная основа для формирования навыков общения. Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают высоким коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают значительное влияние на формирование мотивационной сферы обучающихся, положительное отношение не только к отдельным видам деятельности, но и ко всей учебной деятельности в целом. Учебные предметы, изучаемые в 1-х - 4-ых классах, в рамках таких предметных областей, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание» создают необходимую базу для овладения обучающимися элементарными систематическими знаниями в старших классах. Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в дополнительных и 1 классе в соответствии с санитарногигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности и различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом, социальном развитии; учебные занятия для факультативного или углубленного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, занимательная информатика, деловое и творческое письмо, домоводство и др.); учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, музыкально-ритмические занятия и др.) Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и познавательной сферы учащихся и направлены на: гармонизацию пихоэмоционального состояния; формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»; повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; развитие коммуникативной сферы; формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с РАС. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с РАС на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом обязательны. Учителя начальных классов и учителя-предметники в рамках уроков и занятий организуют дефектологическое сопровождение. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). В 2021-2022 учебном году будут реализовываться следующие программы внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление предусматривает усиление двигательной активности учащихся за счёт введения занятий «Уроки здоровья», «Я в мире спорта» «Путешествие по тропе здоровья», «Спорт-помощник, спорт-здоровье, спорт-игра, физкультура - Ура!», - занятия, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; Нравственное направление предусматривает развитие личностных качеств, учащихся через занятия по программам «Земля-наш общий дом», «Край, в котором ты живешь», «Калейдоскоп». Внеурочная деятельность проводится и с целью формирования экологической культуры учащихся. Социальное направление предусматривает занятия «Культура поведения», «Школа добрых дел», «Грани успеха» - занятия, направленные на овладение навыками речевого поведения в типовых социальных ситуациях, развитие коммуникативных умений. Общекультурное направление предусматривает занятия внеурочной деятельности: «Творческая мастерская», «Мы культурные ребята», «Введение в мир профессий», «Мессенджеры и интернет пространство» с целью саморазвития и развития личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную предметную деятельность, с целью развития способностей учащихся. (см. учебный план АООП О у/о 1 вариант ) Предметная область «Физическая культура» представлена двумя предметами Физическая культура и Адаптивная физическая культура. Занятия АФК проводятся в соответствии с медицинскими рекомендациями с учетом однородности и выраженности двигательных и других нарушений. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с РАС, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в дополнительных первых классах составляет 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);1 Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в дополнительных первых и 1-м классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в дополнительных первых и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. В 2021-2022 учебном году сформированы классы-комплекты из учащихся 1 дополнительного А класса и 1 В класса с целью рационального использования бюджетных 1 П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" средств и исходя из возможностей и уровня развития детей. В данном классе (1 В) так же обучается 1 ребенок по АООП НОО РАС, вариант 3. Сроки проведения промежуточной аттестации для 1-9 классов с 28.03.2022 по 06.05.2022 года. Дети, не справившиеся с промежуточной аттестацией, переводятся в следующий класс условно. Дата начала сроков ликвидации академической задолженности с 11.05.2022 года. Недельный учебный план общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (дополнительные первые, I-IV классы) Образователь-ные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский практика язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1. Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Рисование 5. Физическая 5.1.Физическая культура культура 5.2. Адаптивная физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Количество часов в неделю Всего 1 доп 1 доп 1 2 3 4 2 2 3 3 3 3 2 3 2 3 3 2 4 2 4 2 4 2 3 2 3 2 3 2 4 1 4 1 4 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 3 3 1 1 1 2 21 - 2 21 - 2 21 - 1 1 1 20 3 20 3 20 3 21 21 21 23 23 23 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Коррекционно-развивающая область: "Формирование коммуникативного 2 поведения" (фронтальные и индивидуальные занятия) "Развитие познавательной деятельности" 2 (индивидуальные занятия) "Музыкально-ритмические занятия" 1 (фронтальные занятия) "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия) Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 4 Всего к финансированию 31 31 31 33 33 33 Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа» на 2021-2022 учебный год. Учебный план с седьмого по девятый класс составлен в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п); Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом МБОУ СКОШИ ЧГО. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся, имеющих интеллектуальные отклонения в развитии, специфические коррекционные предметы, а так же индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В 7-9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 8-9 классы – обществознание. В рамках предмета трудового обучения ведется модуль черчения. В 7-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. К коррекционным занятиям в старших классах (7-9 кл.) относятся – социальнобытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные, подгрупповые и групповые) логопедические занятия. Занятия проводятся как в первую, так и во вторую половину дня, согласно утвержденному расписанию, их продолжительность 15-20 мин. Группы формируются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений. Занятия с педагогомпсихологом и учителем-логопедом обязательны. Учителя -предметники в рамках уроков и занятий организуют дефектологическое сопровождение. С целью приведения учебного плана в соответствие с СП 2.04.3648-20 количество часов было сокращено: В 7-9 классах отменены факультативные занятия; В 7-9 классах сокращены часы трудового обучения: 7 кл. – до 8 часов, 8 кл. – до 9 часов, 9 кл. – до 11 часов в неделю. В 7-9 классах вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность по профилям: столярное дело (мальчики) и швейное дело (девочки). В связи с тем, что основная часть воспитанников школы-интерната проживают в сельской местности с целью успешной социализации, а так же по просьбам родителей введены часы сельскохозяйственного труда за счет часов профессионального трудового обучения (девочки): 5-7 классы – 2 часа 8-9 классы – 3 часа Для занятий по трудовому обучению учащиеся 7-9 классов делятся на 2 подгруппы (девочки – мальчики). Но в классах, где количество девочек или мальчиков недостаточно, на уроки трудового обучения объединяются: швейное дело– 7А и 9А классы 4 ч.; сельскохозяйственный труд – 7А и 9А классы 2 ч, столярное дело 7А и 9А классы – 6 часов. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений: начало занятий – 1 сентября 2021г., срок окончания учебных занятий для 1-9 классов – 27.05.2022 года. Сроки проведения промежуточной аттестации для 1-9 классов с 28.03.2022 по 06.05.2022 года. Дети, не справившиеся с промежуточной аттестацией, переводятся в следующий класс условно. Дата начала сроков ликвидации академической задолженности с 10.05.2022 года. Экзаменационный период для 9 класса с 21 по 30 мая 2022 года. По просьбе родителей, а так же в связи с тем, что большинство учащихся в летний период трудоустраиваются, летняя трудовая практика в 7 классах (10 дней), 8-9 классе (20 дней) проходит в течение учебного года в свободное от занятий время, так как дети проживают в школе-интернате постоянно, кроме каникулярных и выходных дней и имеют достаточно свободного времени. В трудовую практику входит: для девочек - пошив учащимися костюмов для выступлений, штор в группы, ремонт одежды; для мальчиков – изготовление предметов бытового обслуживания, ремонт дверей, мебели и др. виды работ. Кроме этого, содержание территории школы требует определенных усилий со стороны всего коллектива в течение учебного года, начиная с посева и выращивания рассады и заканчивая оформлением цветников и газонов. (Согласие родителей на прохождение трудовой практики оговаривается в договоре.) УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2021-2022 учебный год (АООП О у/о) Общеобразовательны е области Общеобразовательные курсы Математика Природа Обществознание Искусство Физкультура Предмет Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Математика Природоведение Биология География История Отечества Обществознание Изобразительное искусство Музыка и пение Физкультура Распределение часов по предмету 7а 8а 9а 3 3 3 4 4 4 5 5 4 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 Трудовая подготовка Профессиональнотрудовое обучение Трудовая практика (в днях) Социально-бытовая ориентировка (СБО) 8 9 11 10 20 20 2 2 2 Обязательные нагрузки Максимально допустимая нагрузка 32 32 33 33 33 33 Обязательные индивидуальные групповые коррекционные занятия 2 Коррекционные курсы Логопедия и Учебный план на 2021-2022 учебный год Учебный план АООП О УО (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Составлен в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599); Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Примерным Учебным планом, одобренным решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа, Уставом МБОУ СКОШИ ЧГО. Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. На написание СИПР педагогам отводится 2 недели с начальной даты обучения для полной диагностики и правильного планирования коррекционно-развивающей работы. Форма организации образовательного процесса - урочная, в течение учебного дня и учебной недели ведется чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и в соответствии с расписанием занятий. Учебный план МБОУ СКОШИ ЧГО, реализующей вариант 2 АООП, включает две части: I – обязательная часть, включает: шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. Недельный учебный план для обучающихся с умственной нарушениями) Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир 4. Искусство АООП отсталостью Учебные предметы Класс I. Обязательная часть 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1.Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность (вариант 2) (интеллектуальными Количество часов в неделю 1б доп. 1г 2б 3б 4б 3 3 3 2 2 2 2 3 1 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 2 2 3 5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура 2 2 2 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 Итого 20 20 20 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 20 20 20 учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы 1. Сенсорное развитие 3 3 3 2. Предметно-практические действия 3 3 3 3. Двигательное развитие 2 2 2 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 Итого коррекционные курсы 10 10 10 2 2 22 22 2 2 22 22 3 3 2 2 10 3 3 2 2 10 Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 12 классы Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика Классы V VI Количество часов в неделю VII VIII IX X XI XII Всего Учебные предметы 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1 Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек I. Обязательная часть 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 1 15 2 2 2 2 2 2 2 - 14 2 1 1 1 - - - - 5 3 5 5 5 5 5 5 6 39 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая 5.1 Адаптивная культура физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 3 3 3 3 4 22 2 2 2 2 2 2 2 1 15 3 3 3 - - - - - 9 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 4 2 5 2 5 2 5 2 7 2 30 16 Итого 22 25 25 25 25 25 25 25 197 Максимально допустимая недельная 22 25 25 25 25 25 25 25 нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы V VI VII VIII IX X XI XII 197 3.Окружающий мир 3.3 Домоводство 1. Сенсорное развитие 3 2 2 2 2 2 2 2 Всего 17 2. Предметно-практические действия 3 2 2 2 2 2 2 2 17 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 2 2 2 2 16 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Итого коррекционные курсы 10 8 8 8 8 8 8 8 66 8/ 15/ 35 41/ 48/ 68 8/ 15/ 35 41/ 48/ 68 8/ 15/ 35 41/ 48/ 68 8/ 15/ 35 41/ 48/ 68 8/ 15/ 35 41/ 48/ 68 62/ 120/ 280 325/ 383/ 543 Внеурочная деятельность: 5 дней 6/ 8/ 8/ 5 дней + продленный день 15/ 15/ 15/ 7 дней* 35 35 35 Всего к финансированию 5 дней 38/ 41/ 41/ 5 дней + продленный день 47/ 48/ 48/ 7 дней* 67 68 68 * для организаций с круглосуточным пребыванием детей В 2021-2022 учебном году сформированы классы-комплекты для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями : 1доп. Б (2 вар.) и 1 Г (2 вар.) – класс-комплект 2Б (2 вар.) и 3Б (2 вар.) – класс-комплект 4Б (2 вар.) и 5Б (2вар) – класс-комплект 6Б и 9Б – класс-комплект 7Б и 8Б – класс-комплект Уроки в данных классах проводятся по аналогии с малокомплектными школами. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом учебного плана МБОУ СКОШИ ЧГО, реализующей вариант 2 АООП, педагоги, родители и администрация коллегиально составляют ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС). Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса)2. Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии/консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут. Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом обязательны. Учителя начальных классов и учителя-предметники в рамках уроков и занятий организуют дефектологическое сопровождение. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на социально-эмоциональное, спортивнооздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Программа внеурочной деятельности предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и другое. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет (1 дополнительный – 12 классы). 2 Для расчета нагрузки на педагогических работников общее количество часов по каждому предмету или коррекционному занятию рассчитывается путем умножения количества часов, предусмотренных учебным планом, на количество единиц (индивидуальных, групповых, классных уроков/занятий) и оформляется приложением к учебному плану, как обоснование учебной нагрузки для педагогических работников. Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Обучение проходит в одну смену. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, колеблется в зависимости от количества учебных дней, а также с учетом круглосуточного (7-ми дневного) пребывания детей в интернатном учреждении. В этом случае внеурочная деятельность осуществляется в выходной день. Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся в возрасте 7 лет (в 1 дополнительном и 1 классе) и 34 недели для обучающихся остальных классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 доп. и 1 класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Сроки проведения промежуточной аттестации для 1-9 классов с 28.03.2022 по 06.05.2022 года. Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне. Задания подбираются для каждого ученика индивидуально, в соответствии с его психофизическим развитием. В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя. Учебный план на 2021-2022 учебный год Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа (далее ― Учебный план) для обучающихся с РАС (вариант 8.4) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с РАС в варианте 8.4. может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая общеобразовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) . Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП для обучающихся с РАС определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Учебный план организации включает две части: I – обязательная часть, включает: семь образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителемлогопедом или учителем-дефектологом (включенные в максимально допустимую нагрузку обучающегося); II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные занятия, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. Ниже, в таблице 1 представлен недельный учебный планы для варианта 8.4. общего образования для обучающихся с РАС, рассчитанный на 6-летний период обучения. Таблица 1 Примерный недельный учебный план общего образования (вариант 8.4.) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (дополнительные 1-е, 1-ый – IV классы ) Предметные Классы Количество часов в неделю Всего области 1 1 1 2 3 4 Учебные доп. доп. предметы I. Обязательная часть 1. Язык и речевая Речь и 3 3 3 3 2 2 16 практика альтернативная коммуникация 2. Математика Математические 2 2 2 2 2 2 12 представления 3. Естествознание Окружающий 2 2 2 2 2 2 12 природный мир 4. Человек Человек 3 3 3 3 3 3 18 Домоводство 5. Искусство Окружающий социальный мир Музыка и движение - - - - 2 2 4 1 1 1 1 2 2 8 2 2 2 2 2 2 12 6.Физическая культура 7. Технологии Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд Коррекционно-развивающие 3 3 3 3 2 2 16 2 2 2 2 2 2 12 - - - - 3 3 6 1 1 10 23 23 23 23 126 126 3 3 18 3 3 18 2 2 10 2 2 12 12 60 8. 2 2 2 2 занятия Итого 20 20 20 20 Максимально допустимая 20 20 20 20 недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные занятия 1.Эмоциональное 3 3 3 3 и коммуникативно-речевое развитие 2. Сенсорное развитие 3 3 3 3 (Коррекционноразвивающие занятия) 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 4. Предметно-практические действия 2 2 2 2 10 10 10 10 Итого коррекционных занятий 10 С учетом образования обучающихся с РАС на основе СИОП, индивидуальная недельная нагрузка может варьироваться, так индивидуальные учебные планы отдельных обучающихся по варианту 8.4. АООП могут не включать отдельные предметы основной части примерного учебного плана, а для других обучающихся ИУП преимущественно состоит из учебных предметов первой части примерного учебного плана и дополняется отдельными коррекционными занятиями из второй части. Таким образом, использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребенка, избегая перегрузки обучающихся. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Урок длится, как правило, от 30 до 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Коррекционные занятия реализуются, как правило, в индивидуальной или групповой форме. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с РАС и на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 30 до 40 минут. Занятия с педагогом-психологом и учителем- логопедом обязательны. Учителя начальных классов и учителя-предметники в рамках уроков и занятий организуют дефектологическое сопровождение. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, духовно-нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяет образовательная организация. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной общеобразовательной программы. Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.4.) обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, составляют 6 лет. Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся в возрасте от 7 до 9 лет (дополнительные первые и первый классы) и 34 недели для обучающихся остальных классов. Продолжительность каждых каникул в течение учебного года составляет не менее 7 календарных дней. Для обучающихся 1 классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. С учетом примерного учебного плана организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся вариант 8.4., составляет индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на образовательные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Сроки проведения промежуточной аттестации для 1-9 классов с 28.03.2022 по 06.05.2022 года. Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа» на 2021-2022 учебный год. (программа «Особый ребенок») Учебный план для 7-9 классов составлен на основе учебного плана: Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ - 10) (Программа «Особый ребенок»), Пермь, 2010 год. Разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализует основные принципы и положения концепции Института Коррекционной Педагогики РАО о поэтапном реформировании системы специального образования. Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения детей с интеллектуальной недостаточностью и максимально допустимой нагрузки часов. Уроки трудового обучения проводятся: в VII классах наряду с отдельными уроками труда один раз в неделю проводятся трудовые дни. В VII - IX классах вводится трудовое обучение по профилю: «Обслуживающий труд» и «Сельскохозяйственный труд». Обязательны занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Учителя в рамках уроков и занятий организуют дефектологическое сопровождение. С целью рационального использования бюджетных средств и, исходя из возможностей и уровня развития детей, классы и классы- комплекты были сформированы следующим образом: Класс Кол-во Пояснения Классы и классы-комплекты 6 б класс 5 учащихся 3 ребенка обучаются на Создан 1 класс-комплект общей дому наполняемостью 11 человек, с нормой 12, из них 3 обучаются на дому 9 б класс 6 учащихся 7 б класс 8 б класс 8 учащихся 4 учащихся Создан 1 класс-комплект общей 1 ребенок обучается на наполняемостью 12 человек, с нормой 12, из них 1 обучается на дому дому Уроки в данных классах проводятся одновременно, по аналогии с малокомплектными школами. Учитель индивидуально работает с каждым учащимся. Исключения составляют уроки музыки, ритмики и физкультуры (нагрузка дозируется индивидуально). Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервнопсихического здоровья детей класса. Сроки проведения промежуточной аттестации для 1-9 классов с 28.03.2021 по 06.05.2021 года. Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Задания подбираются для каждого ученика индивидуально, в соответствии с его психо-физическим развитием. В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя. УЧЕБНЫЙ ПЛАН На 2021-2022 учебный год для классов АООП О у/о «Особый ребенок» Наименование предмета Чтение Письмо Счет Развитие речи, предметные уроки и экскурсии Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания Количество часов по классам 7Б 8Б 9Б 3 3 3 3 3 3 1 4 4 Физическая культура Пение и ритмика Рисование 2 1 1 14 Трудовое обучение Всего обязательных занятий Социально-бытовая ориентировка Индивидуальные и групповые логопедические занятия ЛФК 3 17 +2 33 32 3 1 33 3 1 1 1 +1