1 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 2 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 2 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 2 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 2 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» (столярное дело) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) разработана в соответствии с ФГОС УО, ФАООП обучающихся с УО, вариант 1, АООП МБОУ СКОШИ ЧГО. Учебный предмет «Профильный труд»(«Столярное дело») относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 238 часа в год (7 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд»(«Столярное дело»). Цель обучения – повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регулярной трудовой деятельности, формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Задачи обучения: − развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); − обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; 3 − расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебнопроизводственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; 4 − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; − совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними; 5 − формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия; − формирование знаний о дереве: основные части; − знание правил техники безопасности при работе ручным столярным инструментом; − закрепление знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров; − закрепление знаний об устройстве и применении столярных инструментов и приспособлений; − закрепление умений работать ручным столярным инструментом; − закрепление знаний о резьбе по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы; − формирование умений резьбы по дереву, составления простейшего геометрического орнамента; − закрепление умений читать простейшие чертежи; − закрепление умений делать разметку столярным угольником и линейкой, рейсмусом; − закрепление знаний о видах абразивных материалов, брусках для заточки и правки стамески и долота, способах определения качества заточки, правил ТБ при затачивании; − формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1,УЯ-2. 6 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение профильному труду в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В 8 классе обучающиеся: − продолжают изучение свойства древесины (цвет, текстура, влажность, прочность); − изучают основные пороки и дефекты древесины; − продолжают изучать разметочные и столярные инструменты; − изучают теоретические основы правильной и безопасной работы столярными инструментами, − изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное, торцевое), − знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают крепёжные изделия и фурнитуру. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. 7 Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности. Содержание разделов Название темы № Кол-во часов Контрольные работы, тесты 1 1. Заделка пороков древесины 32 2. Пиломатериалы 4 3. Изготовление столярного изделия 14 4. Ручной инструмент для строгания 20 1 5. Изготовление разметочного инструмента 24 1 6. Токарные работы 34 1 7. Работа с чертежами. 20 1 8. Представление о резании древесины 12 8 9. Изготовление детской скамейки 36 1 10. Ремонт мебели 26 1 11. Мебельная фурнитура. 16 1 238 8 Итого: III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации. Предметные: 9 Минимальный уровень: знать правила техники безопасности; понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; знать названия материалов и изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; иметь представления об основных свойствах используемых материалов; знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы; владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов; читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия; иметь представления о разных видах профильного труда; понимать значение и ценность труда; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию; участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе; соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность. Достаточный уровень: 10 знать правила техники безопасности и соблюдать их; понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место; производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы; определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с физическими,декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности; экономно расходовать материалы; планировать предстоящую практическую работу; знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировкухода практической работы; уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства; понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. 11 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Теоретическая часть: Оценка «5» ставится, если: теоретический материал усвоен в полном объёме; изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится, если: в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен неточно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится, если: в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, дополнительные наводящие вопросы. 12 Оценка «2» не ставится. Практическая часть: Оценка «5» ставится если: качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится если: к качеству выполненной работы имеются замечания; качество частично не соответствует технологическим требованиям; работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится если: качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям; работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. № 1-2 Тема урока Вводное занятие. Кол-во часов IV. 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Заделка пороков древесины-32 часа Знакомство с задачами Повторяют правила Знакомятся с задачами 13 Вводный инструктаж технике безопасности по 3-4 Противопожарная и электробезопасност ь 2 5-11 Заделка дефектов и пороков древесины 7 обучения в 8 классе, с планом работы на год. Продолжение формирования представлений о профессии столяр. Повторение правила техники безопасности. Умение организовать рабочее место Знакомство с причинами пожаров и причинами травматизма. Изучение основных правил противопожарной безопасности в мастерской, средств пожаротушения. Изучение основных норм электробезопасности оборудования поведения в мастерской, умеют организовать рабочее место с помощью учителя обучения в 8 классе, с планом работы на год. Расширяют представление о профессии столяр. Организуют рабочее место Знакомятся с причинами пожаров и причинами травматизма. Изучают основные правила противопожарной безопасности в мастерской, средства пожаротушения. Изучают основные нормы электробезопасности оборудования Знакомство с основными дефектами и пороками древесины. Анализ причин и последствия дефектов и пороков древесины. Выявление пороков и их исправление. Применение шпатлевки для устранения дефектов Знакомятся с основные дефекты и пороки древесины. Анализируют причины и последствия дефектов и пороков древесины. Применяют приемы работы шпателем на практике Знакомятся с причинами пожаров и причинами травматизма. Изучают основные правила противопожарной безопасности в мастерской, средства пожаротушения. Изучают основные нормы электробезопасности оборудования Соблюдаю правила электробезопасности при работе с электроинструментом и применяют эти знания на практике Знакомятся с основными дефектами и пороками древесины. Анализируют причины и последствия дефектов и пороков древесины. Определяют дефекты на образцах. Применяют приемы работы 14 12-14 Устройство сверлильного станка 15-19 Сверление станке 20-22 3 на Выдалбливание отверстий и сверление 23-25 Подготовка материала к заделке дефекта Расширение знаний об устройстве сверлильного станка и его назначение. Закрепление знаний об устройстве узлов и деталей сверлильного станка, принципе работы станка Знакомство с приспособлением для крепления деталей для сверления. Повторение правила техники безопасности при сверлении. Обучение приемам уборка и смазка станка 5 3 3 Знакомство с приемами выдалбливание сквозных и глухих отверстий и последующего сверления. Формирование умения выбора сверла для работы. Повторение сведений об инструменте и правилах пользования им. Контроль за соблюдением правил техники безопасности Знакомство с приемами выявления и определения места заплатки из дерева. Формирование навыков Повторяют устройство сверлильного станка. С помощью учителя называют узлы и детали сверлильного станка шпателем на практике Повторяют устройство сверлильного станка. Объясняют устройство механизмов и принцип работы станка Знакомятся с приспособлениями для крепления деталей для сверления. Демонстрируют на практике знания правил техники безопасности. Владеют приемами уборки и смазки сверлильного станка Знакомятся с принципами действия приспособления для крепления деталей для сверления. Демонстрируют на практике знания правил техники безопасности. Владеют приемами уборки и смазки сверлильного станка. Владеют приемами работы на станке С помощью учителя Размечают заготовку и размечают заготовку и выполняют выдалбливание выполняют выдалбливание сквозных и глухих отверстий сквозных и глухих с последующим сверлением. отверстий с последующим Умеют сделать выбор сверла. сверлением. Повторяют сведения об Выполняют правила инструменте и правилах техники безопасности пользования им. Выполняют правила техники безопасности С помощью учителя выявляют и определяют места заплатки из дерева. Размечают место под Выявляют и определяют места заплатки из дерева. Размечают место под заплатку. 15 26-27 Высверливание и выдалбливание отверстия 2 28-29 Изготовление заплатки 2 30-32 Вставка заплатки на клею. Тест 3 33-36 Пиломатериалы и их назначение. Характеристика пиломатериала 4 разметки под заплатку. Определение последовательности работ Знакомство с приемами определения глубины дефекта и последующего высверливания по размеру. Знакомство с техническими требованиями к качеству выполняемой операции заплатку С помощью учителя определяют глубину дефекта. Высверливают отверстие по размеру. Соблюдают технические требования к качеству выполняемой операции Формирование навыков С помощью учителя изготовления заплатки и изготавливают заплатку и закрепление знаний выполняют технические технических требований к требования к выполняемой выполняемой работе работе Расширение знаний о видах С помощью учителя клея и их свойствах. выполняют установку Развитие навыков выполнения заплатки на клею. заплатки на клею. Соблюдают Знакомство с техническими технологические требованиями к выполняемой требования к выполняемой работе работе. Выполняют чистовую отделку Пиломатериалы-4 часа Расширение знаний о Рассматривают образцы назначении пиломатериалов и пиломатериалов. способах их получения. Просматривают Проверка знаний о видеофильм о разновидностях пиломатериала производстве и его применении. пиломатериалов. Закрепление знаний о Оформляют лист в тетради хранении и подготовке «Разновидности Определяют последовательность работ Определяют глубину дефекта. Высверливают отверстие по размеру. Соблюдают технические требования к качеству выполняемой операции Изготавливают заплатку и выполняют технические требования к выполняемой работе Знакомятся с видами клея и их свойствами. Выполняют установку заплатки на клею. Знакомятся с техническими требованиями к выполняемой работе. Выполняют чистовую отделку Рассматривают образцы пиломатериалов. Просматривают видеофильм о производстве пиломатериалов. Оформляют лист в тетради «Разновидности пиломатериалов». 16 37-38 Изготовление коробки для шахмат 39-40 Изготовление коробки для шашек. Изготовление деталей коробки 2 2 материала к работе. пиломатериалов» с Обучение алгоритму обмера и помощью учителя нахождение стоимость материала Изготовление коробки для шашек-14 часов Оформление эскиза коробки с Повторяют понятия указанием размеров и «эскиз» и «технический материала. рисунок». Составление технологической С помощью учителя карты для поэтапного составляют изготовления изделия технологическую карту. Рассматривают образец изделия Повторение правил черновой и чистовой разметки. Повторение правил и приемов строгания, отпиливания. Повторение правил безопасной работы при разметке, строгании, пилении, шлифовании. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия- основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам Повторяют правила черновой и чистовой разметки. Повторяют правила и приемы строгания, отпиливания. Повторяют правила безопасной работы при разметке, строгании, пилении, шлифовании. Выполняют столярные операции по изготовлению изделия- основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам с помощью учителя Знакомятся с алгоритмом обмера и нахождения стоимости материалов Повторяют понятия «эскиз» и «технический рисунок». Выполняют эскиз и технический рисунок изделия. Рассматривают образец изделия. Составляют технологическую карту Повторяют правила черновой и чистовой разметки. Повторяют правила и приемы строгания, отпиливания. Повторяют правила безопасной работы при разметке, строгании, пилении, шлифовании. Выполняют столярные операции по изготовлению изделия- основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам 17 41-44 Соединение деталей коробки 4 45-48 Соединение крышек рамки 4 49-50 Отделка изделия. качества изделия 2 готового Оценка готового Повторение правил соединения деталей, подгонки, склеивания. Повторения правил техники безопасности при работе с клеем. Выполнение соединения деталей; подгонка и склеивание соединений рамки; изготовление крышек коробки из фанеры Повторяют правила Повторяют правила соединения деталей, соединения деталей, подгонки, склеивания. подгонки, склеивания. Повторяют правила Повторяют правила техники техники безопасности при безопасности при работе с работе с клеем. клеем. Выполняют соединения Выполняют соединения деталей; подгоняют и деталей; подгоняют и склеивают соединения склеивают соединения рамки; рамки; изготовляют изготовляют крышку коробки крышку коробки из фанеры из фанеры с помощью учителя Знакомство с соединением Соединяют крышки с Знакомятся с соединением рамок рамок с помощью петель. рамкой; зачищают с помощью петель. Соединение крышек с рамкой; поверхности изделия, Соединяют крышки с рамкой; зачистка поверхностей выполняют соединение зачищают поверхности изделия, изделия, выполнение двух рамок с помощью выполняют соединение двух соединения двух рамок с петель с помощью рамок с помощью петель помощью петель учителя Повторение правил Повторяют правила Повторяют правила безопасной безопасной работы при работе безопасной работы при работы при работе со со шлифовальной шкуркой и работе со шлифовальной шлифовальной шкуркой и окраске изделия лаком. шкуркой и окраске окраске изделия лаком. Зачистка поверхности изделия изделия лаком. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Зачищают поверхности шлифовальной шкуркой. Покрытие лаком. изделия шлифовальной Покрывают лаком. Знакомство с техническими шкуркой. Соблюдают технологические требованиями к выполнению Покрывают лаком с требования к выполнению операций. помощью учителя операций. Оценка качества готового Оценивают качество готового изделия. Анализ выполненной изделия. работы Анализируют выполненную работу Ручной инструмент для строгания-20 часов 18 51-53 Строгание. Техника строгания. Правила техники безопасности при строгании 3 54-55 Виды рубанков и их назначение. Устройство 2 56-62 Строгание по ровной поверхности 7 63-64 Строгание 2 по Повторение правил строгания. Знакомство с устройством стругов, техникой строгания. Закрепление знаний о правилах техники безопасности при строгании. Повторение названия и области применения инструментов: шерхебеля, фуганка, рубанка Дают определение процессу строгания. Рассказывают об инструменте для строгания. Знакомятся с техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании. Рассматривают инструменты: шерхебель, фуганок и рубанок Обучение приемам строгания, Знакомятся с приемами подготовке инструментов и их строгания. С помощью применению. учителя подготавливают Знакомство с устройством инструмент для стругов, техникой строгания. строгания. Закрепление правил техники Знакомятся с устройством безопасности при строгании стругов и техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании Знакомство с правилами С помощью учителя подготовки стругов к работе. подготавливают струги к Обучение приемам крепления работе. и технике строгания. Демонстрируют Контроль за применением правильные приемы стругов. строгания. Выявление знаний правил Повторяют правила техники безопасности при техники безопасности при строгании строгании Знакомство с приемами С помощью учителя Дают определение процессу строгания. Рассказывают об инструменте для строгания. Знакомятся с техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании. Рассматривают инструменты: шерхебель, фуганок и рубанок. Анализируют операции, их использование Знакомятся с приемами строгания. Подготавливают инструмент для строгания. Знакомятся с устройством стругов и техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании Подготавливают струги к работе. Демонстрируют правильные приемы крепления и технику строгания. Правильно используют струги. Повторяют правила техники безопасности при строгании Повторяют понятие окружности. 19 окружности разметки и строгания по окружности. Осуществление контроля при строгании за размерами 65-68 Изготовление ручки для молотка 4 Повторение правил разметки материала. Строгание по разметке. Контроль за размерами 69-70 Отделка изделия и шлифовка. Тест 2 Повторение правил безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой. Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Повторение технических требований к выполнению операций. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы 71-73 Знакомство с изделием (разметочные инструменты) Последовательность изготовления изделия 3 делают разметку по окружности. Осуществляют самоконтроль при строгании по размерам Рассматривают образцы изделия. С помощью учителя выполняют разметку, строгание по разметке Повторяют правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Изготовление разметочного инструмента-24 часа Знакомство с разметочными Знакомятся с инструментами: детали разметочным изделия, материалы для его инструментом: детали изготовления, способы изделия, материалы для соединения деталей. его изготовления, Знакомство со сборочными способы соединения чертежами изделия. деталей. Чтение сборочных чертежей. Знакомятся со Составление сборочными чертежами последовательности изделия. Делают разметку по окружности. Осуществляют самоконтроль при строгании по размерам Повторяют правила разметки. Рассматривают образцы изделия. Выполняют разметку, строгание по разметке. Осуществляют контроль за размерами Повторяют правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Соблюдают технологические требования к выполнению операций. Оценивают качество готового изделия. Анализируют выполненную работу Знакомятся с разметочным инструментом: детали изделия, материалы для его изготовления, способы соединения деталей. Знакомятся со сборочными чертежами изделия. Читают сборочные чертежи. Составляют последовательность изготовления разметочного инструмента в коллективной 20 изготовления разметочного инструмента в коллективной беседе 74-76 Подготовка инструмента к работе с твердыми материалами. 3 77-86 Изготовление столярного угольника 10 87-90 Сборка столярного угольника. 4 Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для работы с твердыми породами древесины. Строгание древесины из твердых пород. Контроль за качеством изделия. Поторение правил работа со штангенциркулем, малкой, рейсмусом, шаблоном Разметка материала и изготовление основных деталей угольника. Выпиливание колодки и пера. Выстрагивание поверхностей колодки и пера по заданным размерам. Долбление проушины и подгонка соединения. Сборка угольника «насухо» Зачистка и подгонка изготовленных деталей. Склеивание угольника и проверка контрольными инструментами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание Составляют последовательность изготовления разметочного инструмента в коллективной беседе С помощью учителя подготавливают рубанок для работы с твердыми породами древесины. Обучаются приемам строгания древесины из твердых пород С помощью учителя размечают материал и изготавливают основные детали угольника, производя распиливание по длине. Под руководством учителя собирают угольник «насухо» С помощью учителя зачищают и подгоняют изготовленные детали. Склеивают угольник и проверяют контрольными инструментами. Размечают длину пера и беседе Подбирают материал для изделия. Подготавливают рубанок для работы с твердыми породами древесины. Обучаются приемам строгания древесины из твердых пород. Осуществляют контроль за качеством изделия. Повторяют правила работы со штангенциркулем, малкой, рейсмусом, шаблоном Размечают материал и изготавливают основные детали угольника. Выпиливают колодку и перо. Выстрагивают поверхности колодки и пера по заданным размерам. Долбят проушины и подгоняют соединения. Собирают угольник «насухо» Работают с предметнотехнологической картой. Зачищают и подгоняют изготовленные детали. Склеивают угольник и проверяют контрольными инструментами. 21 припуска. 90-94 Окончательная отделка столярного угольника. Тест 4 9599 Токарный станок и его устройство 5 100102 Работа с точными приборами. Штангенциркуль 3 колодки. Размечают длину пера и колодки. Отпиливают припуск Знакомство с правилами Знакомятся с правилами Знакомятся с правилами окончательной отделки окончательной отделки окончательной отделки столярного угольника. столярного угольника. столярного угольника. Окончательная отделка Окончательно отделывают Окончательно отделывают столярного угольника. столярный угольник столярный угольник. Знакомство с техническими Соблюдают технические требованиями к качеству требования к качеству выполненной операции выполненной операции Токарные работы-34 часа Знакомство с токарным Знакомятся с токарным Знакомятся с токарным станком станком и его устройством: станком и его и его устройством: управление управление станком, устройством: управление станком, кинематическая и кинематическая и станком, уход за станком. механические схемы станка, механические схемы станка, Повторяют правила уход за станком, принцип уход за станком, принцип безопасной работы на работы станка. работы станка. станке. Повторяют правила безопасной Повторение правил Знакомятся с правилами работы на станке. безопасной работы на станке. предупреждения поломок Знакомятся с правилами Знакомство с правилами и брака предупреждения поломок и предупреждения поломок и брака. брака. Знакомятся с применением Знакомство с применением штангенциркуля, нониус штангенциркуля, нониус Повторение видов Повторяют виды Повторяют виды измерительных измерительных инструментов, измерительных инструментов, применение их в применение их в работе. инструментов, работе. Знакомство с устройством применение их в работе. Знакомятся с устройством штангенциркуля. Знакомятся с устройством штангенциркуля. Знакомство с правилами штангенциркуля с Знакомятся с правилами использование нулевого помощью учителя использование нулевого деления деления нониуса. нониуса. 22 103106 Приемы работы на токарном станке 4 107117 Изготовление ручки для рашпиля 11 Знакомство с приемами работы со штангенциркулем Знакомятся с организацией рабочего места при работе на станке. Знакомятся с правилами выбора инструмента и проверка надежности режущих инструментов. Знакомятся с правилами определения центров при креплении заготовки. Повторяют правила безопасной работы на токарном станке Составление последовательности при изготовлении ручки для рашпиля в коллективной беседе. Требования к ручкам напильников и подготовка заготовки к работе. Установка заготовки на станок и проверка надежности крепления. Вытачивание цилиндра и проверка размеров штангенциркулем. Технические требования к качеству выполняемой работы. Окончательная отделка изделия и проверка размеров Знакомятся с приемами работы со штангенциркулем С помощью учителя Организовывают рабочее место организовывают рабочее при работе на станке. место при работе на Выбирают инструмент и станке. проверяют надежность Знают правила безопасной режущего инструмента. работы на токарном Определяют центры при станке креплении заготовки. Знают правила безопасной работы на токарном станке С помощью учителя учатся определению последовательности при изготовлении изделия. Изучают требования к ручкам напильников и подготовке заготовки к работе. Закрепляют навыки по отделке изделия и проверке размеров ручки Работают с предметнотехнологической картой. Составляют последовательность при изготовлении изделия в коллективной беседе. Изучают требования к ручкам напильников и подготовке заготовки к работе. Учатся приемам установки заготовки на станок и проверке надежности крепления. Вытачивают цилиндр и проверяют размеры штангенциркулем. Повторяют технические требования к качеству выполняемой работы. Закрепляют навыки по отделке изделия и проверке размеров 23 118128 Изготовление кухонной утвари (толкушки). Тест 11 129138 Работа чертежами с 10 139140 Изготовление разделочной доски. Составление технологической 2 ручки Рассматривание образцов изделия. Выполнение эскиза кухонной разделочной доски. Определение технологической последовательности при изготовлении. Разметка и выпиливание по размерам. Отделка изделия Рассматривают образцы изделия. С помощью учителя учатся выполнять эскиз кухонной разделочной доски. Под руководством учителя определяют технологическую последовательность при изготовлении. Размечают и выпиливают заготовку по размерам. Выполняют отделку изделия Работа с чертежами-20 часов Повторение понятий эскиз и Повторяют понятия чертеж, основные линии «эскиз» и «чертеж». чертежа, масштаб и его С помощью учителя применение в чертеже. находят основные линии Выполнение чертежа детали чертежа. Перенос деталей чертежа на Повторяют линии поверхность заготовки при чертежа, инструменты разметке для черчения, понятия «контур», «размер», «масштаб» Назначение разделочной доски. Оформление чертежа с учетом масштаба. Повторение понятий по Обсуждают назначение разделочной доски. С помощью учителя оформляют чертеж с ручки Рассматривают образцы изделия. Учатся выполнять эскиз кухонной разделочной доски. Определяют технологическую последовательность при изготовлении. Размечают и выпиливают заготовку по размерам. Выполняют отделку изделия. Анализируют работу выполненную Повторяют понятия «эскиз» и «чертеж». Учатся находить основные линии чертежа. Изучают масштаб и его применение в чертеже. Переносят детали чертежа на поверхность заготовки при разметке. Повторяют линии чертежа, инструменты для черчения, понятия «контур», «размер», «масштаб». Выполняют чертеж детали Обсуждают назначение разделочной доски. Оформляют чертеж с учетом масштаба. 24 карты изделия 141148 Изготовление разделочной доски. Тест чертежу. Составление технологической карты с описанием операций, применения инструмента и нанесения рисунка на изделие 8 Выбор материала и нанесение разметки согласно размерам. Выпиливание по размерам и зачистка изделия. Выпиливание сложных контуров разделочной доски. Разметка и сверление отверстия на станке. Нанесение рисунка на изделие. Окончательна отделка изделия. Аннализ выполненной работы учетом масштаба. Составляют технологическую карту с описанием операций, применяют инструмент и наносят рисунок на изделие. Повторяют названия линий чертежа, инструменты для черчения С помощью учителя выпиливают по размерам и зачищают изделия. Выполняют разметку и сверление отверстия на станке. Наносят рисунок на изделие. Повторяют назначение линий чертежа, инструменты для черчения Составляют технологическую карту с описанием операций, применяют инструмент и наносят рисунок на изделие. Повторяют названия линий чертежа, инструменты для черчения, понятия «контур, размер, масштаб» Осуществляют выбор материала и нанесение разметки согласно размерам. Повторяют назначение линий чертежа, инструменты для черчения. Повторяют понятия «контур», «размер», «масштаб», «пиление», «ножовка», «полотно». Выпиливают по размерам и зачищают изделия. Выпиливают сложные контуры разделочной доски. Выполняют разметку и сверление отверстия на станке. Наносят рисунок на изделие. Выполняют рисунок. Проводят окончательную отделку изделия. Анализируют выполненную работу 25 149160 Виды резания древесины, определение формы резцов 12 161162 Изделие детская скамейка. Знакомство с изделием 2 163 - Технология 164 изготовления изделия 2 Представление о резании древесины-12 часов Повторение видов резьбы по Знакомятся с изделиями, дереву: элементы, основные выполненными в технике грани и углы при резьбы по дереву. прямолинейном резании. Рассматривают элементы, Знакомство с видами резания основные грани и углы древесины (продольное, при прямолинейном поперечное, торцовое). резании. Влияние на процесс резания С помощью учителя изменения углов резца. повторяют виды резания Определение формы резцов древесины (продольное, поперечное, торцовое). Учатся определять формы резцов. Рассматривают образцы резцов. Зарисовывают простые схемы резьбы Изготовление детской скамейки-36 часов Рассмотрение и анализ Рассматривают и образца детской скамейки. анализируют образец Определение основных детской скамейки. деталей изделия. С помощью учителя Выполнение эскиза скамейки. называют основные Подбор материала для детали изделия. изготовления. Под руководством Анализ чертежа изделия учителя подбирают материалы для изготовления Составление технологической Составляют последовательности технологическую изготовления скамейки в последовательность коллективной беседе. изготовления скамейки в Повторяют виды резьбы. Знакомятся с изделиями, выполненными в технике резьбы по дереву. Рассматривают элементы, основные грани и углы при прямолинейном резании. Повторяют виды резания древесины (продольное, поперечное, торцовое). Под руководством учителя анализируют влияние на процесс резания изменения углов резца. Учатся определять формы резцов. Рассматривают образцы резцов. Зарисовывают простые схемы резьбы Рассматривают и анализируют образец детской скамейки. Называют основные детали изделия. Подбирают материалы для изготовления. Выполняют эскиз скамейки. Изучают чертеж изделия Составляют технологическую последовательность изготовления скамейки в коллективной беседе. 26 Определение технологии изготовления отдельных деталей (ножки, сидения, перекладины) и запись в тетради коллективной беседе Определяют технологию изготовления отдельных деталей (ножки, сидения, перекладины) и записывают в тетради Рассматривают и анализируют под руководством учителя способы соединения деталей в приспособлениях. Определяют возможный брак при сборке изделия и меры его предупреждения. Знакомятся с образцами фурнитуры и крепежами соединений. Определяют вид соединения на образцах: на шурупах, врезке и с помощью казеинового клея Знакомятся с металлической фурнитурой для соединения сборочных единиц. Определяют разъёмные и неразъёмные соединения. Рассматривают их применение. Выбирают и устанавливают фурнитуру и крепежи соединений 165166 Способы соединения деталей 2 Знакомство со способами соединения деталей в приспособлениях. Возможный брак при сборке изделия и меры его предупреждения. Образцы фурнитуры, крепежа соединений Рассматривают под руководством учителя способы соединения деталей в приспособлениях. Определяют возможный брак при сборке. Знакомятся с образцами фурнитуры и крепежами соединений 167168 Разборные соединения в столярно-мебельных изделиях 2 Знакомство с металлической фурнитурой для соединения сборочных единиц. Знакомство с разъёмными и неразъёмными соединениями, их применение. Рассмотрение образцов фурнитуры, крепежи соединений. Установка и выбор фурнитуры для соединения Под руководством учителя знакомятся с металлической фурнитурой для соединения сборочных единиц. С помощью учителя учатся определять разъёмные и неразъёмные соединения. Рассматривают их применение. Учатся устанавливать фурнитуру и крепежи соединения 27 169170 Бригадный метод работы 2 Знакомство с бригадным методом работы при производстве мебели, раздельной организации работы. Учет индивидуальных способностей при бригадной организации работы Знакомятся с бригадным методом работы при производстве мебели, раздельной организации работы с помощью учителя 171173 Выпиливание черновой заготовки сидения 3 Подбор материала и выпиливание с припуском основного изделия. Повторение правил строгания, выбора базовой пласти. Строгание базовой пласти С помощью учителя подбирают материал и выпиливают с припуском основное изделие. Строгают базовую пласть 174177 Изготовление чистовой заготовки сидения 4 Учатся чистовую изделия 178179 Построение чертежа и изготовление перекладины 2 Повторение правил чистовой обработки изделия. Применение рубанка для чистовой обработки изделия. Контроль за соблюдением размера при строгании Изучение сборочного чертежа детской скамейки. Построение чертежа и составление последовательности изготовления изделия. Технические требования к выполнению пиления и строгания. Изготовление перекладины скамейки Знакомятся с бригадным методом работы при производстве мебели, раздельной организации работы. Учитывают индивидуальные способности при бригадной организации работы. Производят разделение на бригады Подбирают материал и выпиливают с припуском основного изделия. Повторяют правила строгания, выбора базовой пласти. Строгают базовую пласть выполнять Повторяют правила чистовой обработка обработки изделия. Применяют рубанок для чистовой обработки изделия. Контролируют соблюдение размера при строгании Под руководством Изучают сборочный чертеж учителя изучают детской скамейки. сборочный чертеж Выполняют построение чертежа детской скамейки. и записывают Повторяют технические последовательность требования при пилении и изготовления изделия. строгании. Повторяют технические Изготавливают требования при пилении и перекладину скамейки строгании. Повторяют значение терминов: чертеж, макет. Изготавливают перекладину 28 180 - Построение чертежа 181 и изготовления ножек для скамейки 2 Изучение сборочного чертежа детской скамейки. Построение чертежа и составление последовательности изготовления ножек для скамейки. Технические требования к выполнению пиления, строгания, долбления. Изготовление ножек скамейки С помощью учителя составляют последовательность изготовления ножек для скамейки. Соблюдают технологические требования выполнения пиления и строгания. Изготавливают ножки скамейки 182183 Разметка и выпиливание криволинейных поверхностей ножек 2 Разметка криволинейных поверхностей ножек с помощью циркуля. Выпиливание по разметке. Технические требования к выполнению криволинейного пиления Под руководством учителя выполняют выпиливание по разметке. Соблюдают технологические требования к выполнению криволинейного пиления 184187 Обработка криволинейных поверхностей стамеской 4 Повторяют способы обработки криволинейных поверхностей стамеской согласно размерам чертежа. Технические требования к обработке изделия стамеской. Контроль за соблюдением размеров 188- Обработка 3 Учатся обработке криволинейных поверхностей стамеской согласно размерам чертежа. Соблюдают технологические требования к обработке изделия стамеской. Выполняют контроль за соблюдением размеров с помощью учителя Подготовка обработки изделия С помощью учителя скамейки Изучают сборочный чертеж детской скамейки. Строят чертеж и составляют последовательность изготовления ножек для скамейки. Соблюдают технологические требования выполнения пиления, строгания и долбления. Изготавливают ножки скамейки Учатся выполнять разметку криволинейных поверхностей ножек с помощью циркуля. Выполняют выпиливание по разметке. Соблюдают технологические требования к выполнению криволинейного пиления Учатся обработке криволинейных поверхностей стамеской согласно размерам чертежа. Соблюдают технологические требования к обработке изделия стамеской. Выполняют контроль за соблюдением размеров Осуществляют подготовку к 29 190 криволинейных поверхностей напильником напильником. Повторение видов напильников и их применение. Требования при обработке изделия напильником 191192 Обработка криволинейных поверхностей шлифовальной бумагой 2 Повторение видов и назначений шлифовальной бумаги и ее применение для обработки изделия. Обработка криволинейных поверхностей шлифовальной бумагой. Определение чистоты обработки 193194 Изготовление нагелей 2 Знакомство с нагелями и их назначением. Разметка и изготовление нагелей. Особенности организации рабочего места при работе. Рассмотрение образцов изделия 195196 Разметка мест и соединение деталей. Окончательная отделка изделия. Тест 2 Повторение видов инструментов для разметки мест соединения деталей. Подготовка сверлильного станка и сверление глухих отверстий. Контроль за глубиной осуществляют подготовку к обработке изделия напильником. Повторяют виды напильников и их применение Повторяют виды и назначение шлифовальной бумаги и ее применением для обработки изделия. Учатся обработке криволинейных поверхностей шлифовальной бумагой. Определяют чистоту обработки с помощью учителя Знакомятся с назначением нагелей и их разновидностями. С помощью учителя изготавливают нагель. Повторяют особенности организации рабочего места при работе. Рассматривают образцы изделий Знакомятся с инструментами для разметки мест соединения деталей. С помощью учителя выполняют сверление глухих отверстий. обработке изделия напильником. Повторяют виды напильников и их применение. Соблюдают технологические требования при обработке изделия напильником Повторяют виды и назначение шлифовальной бумаги и ее применением для обработки изделия. Учатся обработке криволинейных поверхностей шлифовальной бумагой. Определяют чистоту обработки Знакомятся с назначением нагелей и их разновидностями. Выполняют разметку и изготовление нагелей. Повторяют особенности организации рабочего места при работе. Рассматривают образцы изделий Знакомятся с инструментами для разметки мест соединения деталей. Подготавливают сверлильный станок для сверления глухих отверстий. Выполняют контроль за 30 197198 Эксплуатация мебели и причины ее износа 2 199202 Определение причин износа мебели и определение ремонта 4 203210 Ремонт столярного верстака. Определение объема 8 сверления отверстий. Выполняют контроль за Сборка изделия и проверка по глубиной сверления размерам. отверстий Окончательная отделка изделия Ремонт мебели-26 часов Знакомство с правилами Рассматривают и эксплуатации мебели и анализируют под причины ее износа. руководством учителя Выявление износа и меры по условия эксплуатация предупреждению и мебели и причины ее сохранности мебели. износа. Знакомство с понятиями: Расширяют знания о мебель, износ, дефектная мерах по ведомость предупреждению и сохранности мебели Определение причин износа Учатся определять мебели и видов ремонта. причины износа мебели и Восстановление шиповых виды ее ремонта. соединений, покрытие Под руководством лицевой стороны, замена учителя знакомятся с испорченных деталей. техническими Технические требования к требованиями к разборке разборке и сборке, ремонту и и сборке, ремонту и качеству готового изделия качеству готового изделия. Повторяют значение терминов: износ, дефект, дефектная ведомость Знакомятся с причинами износа отдельных деталей столярного верстака. Под руководством учителя осуществляют изготовление вставок для глубиной сверления отверстий. Осуществляют сборку изделия и проверку по размерам. Выполняют окончательную отделку изделия Рассматривают и анализируют под руководством учителя условия эксплуатация мебели и причины ее износа. Учатся выявлять износ. Расширяют знания о мерах по предупреждению и сохранности мебели Учатся определять причины износа мебели и виды ее ремонта. Изучают способы восстановления шиповых соединений, покрытия лицевой стороны, замены испорченных деталей. Соблюдают технологические требования к разборке и сборке, ремонту и качеству готового изделия. Повторяют значение терминов: износ, дефект, дефектная ведомость Определяют причину износа отдельных деталей столярного верстака. 31 работ 211214 Определение износа и ремонт стульев 4 215218 Протяжка металлических креплений парт 4 219 - Безопасность труда 220 при столярных работах 2 Ремонт столярного верстака. Определение объема работ. Изготовление вставок для верстака и их замена верстака и их замену Определение износа стульев. Составление дефектной ведомости по их ремонту. Изготовление отдельных деталей и установка. Проверка на прочность и качество. Протяжка всех металлических соединений Определение работ по ремонту школьных парт. Протяжка металлических конструкций в партах. Оценка качества выполненных работ по ремонту. Показ дефектов, показ ремонта изделия. Расходный материал, износ, дефект, конструкция, разборка Под руководством учителя изготавливают и устанавливают отдельные детали. Проверяют прочность и качество. Осуществляют протяжку всех металлических соединений Под руководством учителя выполняют протяжку металлических конструкций в партах. Повторяют значения терминов: расходный материал, износ, дефект, конструкция, разборка Обобщение и закрепление знаний техники безопасности при выполнении столярных работ. Причины травматизма и меры его предупреждения Обобщают и закрепляют знания техники безопасности при выполнении столярных работ. Просматривают презентацию и плакат по технике безопасности Планируют виды ремонта столярного верстака. Определяют объем работ. Осуществляют изготовление вставок для верстака и их замену Определяют износ стульев. Составляют дефектную ведомость по их ремонту. Изготавливают и устанавливают отдельные детали. Проверяют прочность и качество. Осуществляют протяжку всех металлических соединений Определяют ремонтные работы школьных парт. Выполняют протяжку металлических конструкций в партах. Дают оценку качеству выполненных работ по ремонту. Учатся выполнять комплексные работы. Повторяют значения терминов: расходный материал, износ, дефект, конструкция, разборка Обобщают и закрепляют знания техники безопасности при выполнении столярных работ. Анализируют причины травматизма и меры его предупреждения. Просматривают презентацию и плакат по технике безопасности 32 221222 Противопожарная и электробезопасность при столярных работах 223224 Крепежные материалы разновидности применение 225236 Мебельная фурнитура 2 2 их и 12 и Обобщение и закрепление знаний по противопожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения и их применение. Действия при пожаре. Меры предупреждения пожаров Под руководством учителя обобщают и закрепляют знания по противопожарной безопасности. Закрепляют знания о первичных средствах пожаротушения и их применении. Проигрывают ситуацию: действия при пожаре. Вспоминают меры предупреждения пожаров Мебельная фурнитура-16 часов Повторение способов Под руководством соединения столярных учителя обобщают и деталей: гвозди, шурупы, их закрепляют знания о разновидности и применение способах соединения при сборке изделий. столярных деталей. Определение вида соединения Рассматривают образцы и применение метизов. гвоздей, шурупов, Образцы соединений определяют их разновидности и применение при сборке изделий. Рассматривают образцы соединений. Определяют виды соединений и необходимость применение метизов Знакомство с назначением и Рассматривают образцы применением мебельной мебельной фурнитуры. Под руководством учителя обобщают и закрепляют знания по противопожарной безопасности. Закрепляют знания о первичных средствах пожаротушения и их применении. Проигрывают ситуацию: действия при пожаре. Вспоминают меры предупреждения пожаров Под руководством учителя обобщают и закрепляют знания о способах соединения столярных деталей. Рассматривают образцы гвоздей, шурупов, определяют их разновидности и применение при сборке изделий. Рассматривают образцы соединений. Определяют виды соединений и необходимость применение метизов Рассматривают образцы мебельной фурнитуры. 33 крепежные материалы 237238 Контрольная работа. Выполнение соединения деталей с нагелей. Тест фурнитуры. Установка ручек, замков, навесов, полкодержателей. Технические требования к качеству фурнитуры 2 Анализ объекта труда. Знакомство с последовательностью изготовления изделия. Знакомство с техническими требованиями к качеству выполненной операции. Выполнение соединения деталей с помощью нагелей С помощью учителя учатся определять назначение и применение мебельной фурнитуры. Рассматривают образцы изделий с установленной фурнитурой Учатся определять назначение и применение мебельной фурнитуры. Узнают технические требования к качеству фурнитуры. Рассматривают образцы изделий с установленной фурнитурой. Определяют название инструмента необходимого для работы Знакомятся с Анализируют объект труда. последовательностью Знакомятся с изготовления изделия. последовательностью Выполняют соединение изготовления изделия. деталей с помощью Знают технические требования к нагелей качеству выполненной операции. Выполняют соединение деталей с помощью нагелей 34